Главная
Биография
Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография
Публицистика
Ремарк в кино
Ремарк в театре
Женщины Ремарка
Ремарк сегодня
на правах рекламы
|
Главная / Библиография / Эссе «Глаз как активный искуситель»
«Глаз как активный искуситель»: власть визуальногоВ 1958 году Ремарк написал статью о том, насколько серьезно сказался на его жизни и на жизни современников фашизм. В статье раскрываются причины и особенности сильного влияния того, что люди видят или видели когда-либо. Например, у людей, прошедших немецкую оккупацию, образ креста вызывает безотчётный страх потому, что в память впечаталась свастика, а вовсе не христианский крест или математические иксы и плюсы. Глаза, как органы чувства, закрепили визуальный образ креса-свастики в ассоциативной памяти, и это вызывает страх даже спустя годы. Ремарк описывает свой внезапный страх, когда в киностудии увидел все фашистские атрибуты перед съемками «Время любить и время умирать». Ощущение, как будто проваливаешься в кошмарный сон, или, наоборот, будто вся счастливая реальность была сном, а теперь проснулся — и ничего не изменилось, вокруг свастика, черная униформа карателей. Писатель рассказал, как спустя несколько дней группа актеров отправилась снять несколько сцен на улицах города, и по пути заехали заправить машину. В автомобиле было три актера в форме элитных фашистских частей, заправщица увидела их, испугалась и закричала в сторону дома: «Отто, беги, они опять тут!»… Всего лишь воспоминание, выплывшее под воздействием визуального ряда, оказалось для женщины сильным стрессом. Эта статья по сей день является серьезным предостережением тем, кого подкупает визуальная привлекательность нацистской символики. То, что кому-то кажется просто эффектными украшениями и стильной одеждой, на самом деле является символом страха и ужаса целого поколения. Читать эссе «Глаз как активный искуситель»
|