Главная Биография Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография Публицистика Ремарк в кино
Ремарк в театре
Издания на русском
Женщины Ремарка
Фотографии Цитаты Галерея Интересные факты Публикации
Ремарк сегодня
Группа ВКонтакте Статьи

на правах рекламы

http://reporter63.ru/content/view/615715/gde-kupit-zhenskuyu-odezhdu-s-dostavkoj

http://intermedservice.ru/zhenskaya-domashnyaya-odezhda-pora-obnovit-garderob/

atmosfera32.ru — Проверенное жилье в Брянске (atmosfera32.ru)

Главная / Публикации / О. Высоких. «К истории переписки Э.М Ремарка и М. Дитрих»

О. Высоких. «К истории переписки Э.М Ремарка и М. Дитрих»

На протяжении своей жизни Ремарк вел обширную переписку, большую часть которой составляют письма к женщинам, таким как Наташа Палей, Полет Годар и др.

Достоянием общественности стали письма Э.М. Ремарка к известной актрисе Марлен Дитрих, знакомство с которой состоялось в Венеции в 1937 году. Их отношения складывались не просто. Дитрих охарактеризовала его так: «Ремарк был удивительно деликатный человек с чуткой ранимой душой и тонким талантом, в котором всегда сомневался» [Дитрих: 126]. Она преклонялась перед талантом автора романов «Три товарища», «На Западном фронте без перемен». Ремарка и Дитрих связывали общие интересы, например, интерес к литературе: они читали вместе стихи своего «любимого Рильке» [Дитрих: 126]. Но из-за недооценки себя и депрессий, которые Ремарк пытался заглушить алкоголем, для М. Дитрих он был тяжелым партнером. «Писал он с большим трудом, иногда на одну фразу затрачивал часы. Всю жизнь он находился под бременем феноменального успеха своей книги «На Западном фронте без перемен» и был убежден, что такой успех не только не будет превзойден, но никогда больше не повторится. Он был грустным и очень ранимым человеком» [Дитрих: 127].

После его смерти Дитрих писала: «Его меланхолия и впечатлительность были просто патологичными. Эти черты характера очень трогали меня. Но в период наших особых отношений я часто была свидетелем его отчаяния» [Царинник: 3; пер. наш. — О.В.].

Ремарк все время борется между необходимостью работать и желанием быть вблизи любимой женщины. «Сильное чувство беспокойного счастья: Пума и работа», — записывает он, когда должен выбрать между работой и жизнью вблизи Дитрих [Remarque: 299; пер. наш — О.В.]. Но он понимал, что, находясь рядом, он не сможет сделать то, что смог бы сделать в одиночестве. Тогда он писал: «Работать. Работать. Прочь от Пумы! Прочь! Прочь! В этом больше нет никакого смысла» [Remarque: 293; пер. наш. — О.В.] Но все же желание общаться было сильнее его и выливалось в письмах.

В них он называл Дитрих Пумой. «У пум самые быстрые лапы и самые крепкие мускулы изо всех кошачьих. Но у них же и самая мягкая шерстка и самые нежные губы» [Ремарк: 103]. Так он объяснял, почему он называл ее Пумой. Для себя Ремарк выбрал прозвище Равик. Предположительно, имя Равик было заимствовано из раннего произведения Ремарка «Гам». То же самое имя носит и герой еще тогда не завершенной «Триумфальной арки». Когда этот роман выходит в свет, это имя уже знают все, и Дитрих в своем письме с сожалением отмечает этот факт: «Не знаю, как к тебе обращаться, — Равик теперь общее достояние» [Ремарк: 180].

Был и еще один псевдоним — Альфред. От его лица Ремарк писал нежные детские письма «тете Лене», намеренно с орфографическими ошибками. «Я думал, что любовв это такое чудо, что двум людям вмести намнога лучши чем одному. Как крылям эроплана», — писал он от имени Альфреда [Ремарк: 169]. Такие письма, видимо, очень трогали М. Дитрих: «Играю роль маленького мальчика, она в восторге», — отметил он в дневнике 27 октября 1938 года [Remarque: 294; пер. наш. — О.В.]. Можно предположить, что с помощью этих писем Ремарк надеялся вернуть М. Дитрих к состоянию влюбленности первых месяцев их знакомства. Что думала об этом Дитрих, к сожалению, неизвестно, так как все ее письма были уничтожены впоследствии женой Ремарка Полет Годар, и читателям остались лишь письма более позднего периода.

Хотя интимные отношения между М. Дитрих и Ремарком закончились в 1940 году, они еще долгое время оставались добрыми друзьями, о чем свидетельствуют сохранившиеся письма.

Кроме писем имеются также телеграммы и открытки Ремарка и Дитрих. Ремарк предпочитал писать письма, а Дитрих — телеграммы.

Первое письмо к Дитрих Ремарк написал 24 ноября 1937 года из Порто-Ронко. Пик их переписки приходится на 1938 год. Тогда они написали 33 письма друг другу. Менее плодотворными являются 1937 и 1939 годы (16 писем за каждый год). За период с 1940-го по 1970-е годы до читателя дошло не так много писем. Последнее опубликованное письмо, а точнее, телеграмма, от Дитрих датировано сентябрем 1970 года и адресовано Альфреду: «Любимый Альфред посылаю тебе все мое сердце» [Ремарк: 217].

Некоторые письма не датированы. Датирование этой части корреспонденции производилось на основании штампов отправителя писем. В установлении дат важную роль сыграли также дневники Ремарка, в которых он делал заметки относительно отправленных писем и телеграмм. Таким образом, датирование некоторых писем приблизительное — «до...» или «после...» какой либо даты.

Оригиналы писем Э.М. Ремарка и М. Дитрих хранятся в архивах Оснабрюка, Берлина, Нью-Йорка. Всего опубликовано 109 писем Ремарка к Дитрих и 12 писем Дитрих к Ремарку.

Впервые одно из писем Ремарка было напечатано среди других его писем и дневников в известном пятитомнике, подготовленном Т. Шнайдером и Т. Вестфаленом «Das unbekannte Werk» [Remarque: 118]. Первое издание писем вышло в свет в 2001 году благодаря усилиям Томаса Шнайдера и Вернера Фульда. С этим изданием связана громкая история судебного разбирательства, начатого дочерью М. Дитрих Марией Рива против издательства «Кипенхойер и Витч». На страницах книги было напечатано фото обнаженной Дитрих, которое было найдено среди множества фотографий в коллекции Ремарка, хранящейся в университете Нью-Йорка. Фотография попала на страницы журналов «Шпигель» и «Вельт». Мария Рива начала судебный процесс. Суд рассмотрел иск и признал действия ответчиков незаконными. Суд установил сумму для возмещения нанесенного морального ущерба [Der Rechtsstreit: 107—117]. После этого в 2003 году вышло второе издание писем, которое уже не содержало фото интимного характера.

Переписка Ремарка и Дитрих заинтересовала российского читателя, и небольшая часть писем была переведена А. Славиным и опубликована в «Общей газете» в 2001 году. В 2003 году появляется первый перевод всех опубликованных писем, выполненный Е. Факторовичем и изданный отдельной книгой [Ремарк: 15—217].

Не исключено, что имеются и другие письма Ремарка к М. Дитрих, которые ждут своего опубликования. Знакомство с ними может дать более глубокое представление о характере взаимоотношений этих двух выдающихся людей и о значении М. Дитрих в жизни писателя.

Примечания

1. Remarque E.М. «Sag mir, daß Du mich liebst...» Erich Maria Remarque — Marlene Dietrich. Zeugnisse einer Leidenschaft / hrsg. von W. Fuld und Th. F. Schneider. — Köln: Kiepenheuer & Witsch, 2003. — S. 21—214.

2. Remarque E.M. Das unbekannte Werk. Frühe Prosa. Werke aus dem Nachlaß. Briefe und Tagebücher / hrsg. von Th. F. Schneider und T. Westphalen. — Köln: Verlag Kiepenheuer & Witsch, 1998. — S. 118.

3. Der Rechtsstreit Maria Riva gegen Focus und Die Welt wegen des Abdruckes eines Aktphotos // Remarque E.M. Jahrbuch / Yearbook / hrsg. von Thomas F Schneider. № 13, — Göttingen: V&R uni press GmbH mit Universitätsverlag Osnäbrück, 2003. — S. 107—117.

4. Дитрих М. Размышления / пер. с англ. М. Кристалинской; предисл. Л. Трауберга. — М.: Искусство, 1985. — 224 с.

5. Ремарк Е.М. «Скажи мне, что ты меня любишь...» Письма к Марлен Дитрих / пер. Е. Факторовича. — М.: Вагриус, 2003. — 222 с.

6. Спавин А. 300 писем к Марлен // Общая газета. — 2001 —10 янв. — № 2. — С. 16.

7. Царинник О. «Живу тiльки для того, щоби кохати тебе» // Шарм. — 2003. — 25 сiчня. — С. 3.

 
Яндекс.Метрика Главная Ссылки Контакты Карта сайта

© 2012—2024 «Ремарк Эрих Мария»