Главная Биография Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография Публицистика Ремарк в кино
Ремарк в театре
Издания на русском
Женщины Ремарка
Фотографии Цитаты Галерея Интересные факты Публикации
Ремарк сегодня
Группа ВКонтакте Статьи

на правах рекламы

Американские сигареты sigamer импортные сигареты американские.

• Доставка букетов цветов Баево dostavka-byketov.ru.

• Интернет-магазин БордСклад.Ру : snowboard онлайн низкие цены с доставкой

Главная / Публикации / М.А. Матвеев. «Литературная ситуация периода веймарской республики как контекст творчества Э.М. Ремарка»

М.А. Матвеев. «Литературная ситуация периода веймарской республики как контекст творчества Э.М. Ремарка»

Ремарк — один из наиболее известных немецких писателей периода Веймарской республики. В это время из-под его пера вышло несколько крупных произведений, наиболее известное из которых — «На Западном фронте без перемен» — принесло автору мировую известность. Одной из задач в исследовании творчества Ремарка, связанной с высокой степенью автобиографичности его произведений, является анализ культурно-исторического и литературного контекста.

До 1920-х годов правительство Германии поощряло только тех писателей, которые поддерживали концепцию «высокого искусства» (то есть, по сути, тех, которые не хотели связываться с политикой); в 20-е годы ситуация меняется. Некоторые писатели ненадолго получили государственные должности в 1919 году. Говоря об Эрихе Марии Ремарке, можно отметить отсутствие у него интереса к политике — он возвращается в Оснабрюк, где в начале 1919 года становится сельским учителем. Но из-за низкого заработка и разочарования в профессии учителя он вскоре бросает это занятие, становится внештатным журналистом, пишет статьи о лодках, автомобилях, рецептах коктейлей и т. д. — среди них нет ни одной работы, прямо посвященной политике либо политической ситуации.

События Веймарской республики явились катализатором для развития многих видов искусств, важнейшим из которых была литература. Ни в одном из предыдущих периодов немецкой истории писатели не были связаны столь непосредственно с политическими событиями и социальными силами; в период Веймарской республики они оказывали на них прямое влияние. Характеризуя литературу этого периода, один из критиков замечал: «Роман был наиболее политически пропитанным жанром времени» [3, с. 991].

Ремарк не участвовал в политической жизни Веймарской республики и дистанцировался в своем творчестве от оценочных суждений о происходящем в стране (отчасти можно предположить, что это было вызвано рекламной кампанией "Ullstein"). Однако очевидно, что политические и экономические потрясения оказывали непосредственное влияние на его творчество. В период 1919—1934 годов были написаны романы «Приют грез», «Гэм», «Станция на горизонте», «На Западном фронте без перемен» и «Возвращение», а также серии рассказов 1930—1931 годов. Обладая высокой степенью автобиографичности, эти произведения отражали во многом трансформации, происходившие в Германии в это время.

Рост городов, опыт городской жизни — все это были центральные аспекты культуры Веймара. Ход урбанизации был ускорен во время индустриальной революции 1871 года. Так, в 1871 году население Берлина составляло 800 тысяч человек, а уже в 1925 году — 4 миллиона, что делало столицу Германии вторым по величине городом Европы после Лондона. Джон Уиллет утверждал, что «Веймарская культура была культурой горожан», и «в 1920-е годы концепция "большого города" и "асфальтной литературы" была доминирующей во всех сферах искусства» [5, с. 111]. Индустриализация и урбанизация сопровождались скоростными технологическими улучшениями, такими, как новые быстрые виды транспорта, средства коммуникации; это также напрямую влияло на развитие искусства. Возникает явление мультимедиа — в 1923 году появилось радио, фотография получает статус новой формы искусства.

Веймарская республика была благоприятным временем для романистов. И дело не только в том, что жанр романа позволял наиболее полно освещать социально-политические события; резко увеличилось число читателей, появились книжные клубы, что в итоге отразилось на существенном расширении рынка книготорговли.

У писателей Веймарской республики появилась и новая тематика — современное оружие, отличающееся ранее невиданным уровнем массовости поражения и механизацией. Как и в живописи, в романе тематика живого противопоставляется современному оружию [1]. Ремарк был одним из писателей, развивавших тематику противопоставления «живого» и его антипода — «оружия».

Начальный этап эпохи Веймарской республики оказался наиболее продуктивным в сфере экспериментального творчества; он «характеризовался духом позднего экспрессионизма» [4].

Экспрессионизм, изначально связанный только с визуальным искусством и поэзией, сформировался как художественное направление приблизительно в 1910 году и достиг пика своего развития после Первой мировой войны. Данное направление было доминирующим в ранние годы Веймарской республики — экспрессионизм колеблется между мессианским оптимизмом и апокалипсическим отчаянием, что наиболее точно отражало настроения общества в период военного поражения и революционных событий 1918—1919 гг. Выдающиеся стихотворения в стиле экспрессионизма были написаны перед войной и в ее первые годы. На момент публикации Куртом Пинтусом поэтической антологии «Сумерки человечества» (1920) многие авторы стихов были уже мертвы. Экспрессионистские пьесы начали появляться накануне войны, наиболее значительной из них была «Сын» Вальтера Хазенклевера; тематика пьес была сосредоточена на типичной для экспрессионизма проблеме конфликта поколений.

Кинематограф воспринял экспрессионизм позже остальных видов искусства. Первым фильмом в рамках данного направления считается «Кабинет доктора Калигари» (1919), а наиболее известными — «Носферату» Мюрно (1922) и «Метрополис» Ланга (1927).

В начале 1920-х годов экспрессионизм начал уступать место более «трезвому» взгляду на искусство и литературу, основанному на намерении передать достоверную картину современного общества. Термин "neue Sachlichkeit" — «новая объективность» — обозначал эту тенденцию.

Отход от экспрессионизма был, несомненно, обусловлен не только разочарованиями в идеалистических мечтах после провала революционных надежд 1919 года, но также экономическими и политическими потрясениями в первые годы Веймарской республики. Концепции «искусство как область для избранных» был брошен вызов социальными и технологическими разработками. Все дешевеющие способы печати книг, газет и журналов обеспечивали постоянное увеличение числа читателей. С девятнадцатого века значительно вырос уровень грамотности, что, в сочетании с увеличением количества свободного времени из-за сокращенного рабочего дня, создало высокий спрос на печатную продукцию (в том числе для женщин среднего класса, составляющих значительную часть читающей публики).

Идея популяризации литературы, основанная, в том числе, на проблеме «расширения аудитории», была ключевым элементом литературы «новой объективности». Герман Кестен считал данное явление «программой» искусства Веймара: «Искусство должно снова стать ремеслом ... продукт, который, как и любой другой, соответствует нуждам потребителей, что отражает скорость и мобильность нашего существования; продукт, который используется обычно в тот же день, в который он появился».

В развитии массовой литературы и современных методов маркетинга издательство "Ullstein" играло важную роль. Основанная в 1848 году Леопольдом Улльштайном как оптовый газетный бизнес, фирма издавала газеты, журналы, удешевила производство и соответственно розничную стоимость книг, став к концу 1920-х годов крупнейшим издательским домом в Европе.

"Ullstein" рекламировало и распространяло романы через свои газеты, доступные большому кругу читателей. Массовое производство дешевых книг было позднее перенято издателями "Fisher" и "Reclam", что положило начало современному промышленному производству книг в мягкой обложке. Фирма Леопольда Улльштайна сочетала либеральную философию, успешную рекламную стратегию и психологическую проницательность. Основатель "Ullstein" был лично знаком с Генри Фордом и посещал Америку с целью изучения методов маркетинга.

Как отметил в своих дневниках Антон Гиль, политическая нестабильность Германии в период между мировыми войнами шла в ногу с «бурной культурной жизнью». Кинематограф, театр, кабаре, танец, живопись, архитектура, дизайн и литература в период Веймарской республики активно развивались, испытывая влияние других культур, особенно американской; но и немецкая культура имела влияние за рубежом (к примеру, фильмы немецких экспрессионистов).

Поражение Германии в Первой мировой войне привело к появлению большого количества писателей, так или иначе затрагивающих тему войны, фронтового братства и т. д. В то время, как многие уже известные писатели использовали традиционные повествовательные формы, в литературе появлялись новые жанры и стили, среди которых — детективная история и так называемый "Zeitroman" («роман времени», критический анализ автором современной ему реальности). Формируются поэтика находящихся под влиянием психоаналитических теорий; новая «техника монтажа», которая стала характерной для всех видов искусства Веймарской республики. Термин «монтаж» (а также прием как таковой) пришли из кинематографа. Его суть состоит в разделении повествования на множество мелких эпизодов, что создает эффект «литературного калейдоскопа», за фрагментарностью которого скрывается единство замысла. Яркий пример этого — роман Деблина «Площадь Александрплатц в Берлине».

Сборник статей, посвященный немецким литераторам эпохи Веймара — "German Novelists of the Weimar Republic. Intersections of Literature and Politics" [2], — представляет собой критический обзор творчества писателей этого времени, произведения которых связаны так или иначе с политической ситуацией в Германии. В книге представлены следующие писатели: Генрих Манн, Герман Гессе, Лион Фейхтвангер, Якоб Вассерман, Йозеф Рот, Эрнст Юнгер, Эрих Мария Ремарк, Б. Травен, Габриэль Тергит, Альфред Дёблин, Вики Баум, Ганс Фаллада.

Подводя итог в кратком рассмотрении литературной ситуации Веймарской республики, необходимо выделить общие особенности, которые в дальнейшем могут способствовать правильному пониманию особенностей творчества писателей этого периода.

1. Несмотря на экономические, социальные и политические потрясения, происходившие в этот период, Германия испытывала культурный «рассвет», выражавшийся как в появлении множества новых направлений в искусстве, так и в экспериментах во всех областях творчества.

2. Писатели Веймара в основном либо придерживались аполитичных взглядов, либо поддерживали становление демократии в Республике, принимая в этом процессе активное участие.

3. Большинство авторов противопоставляло себя нацистскому режиму. Юнгер — единственный из рассмотренных выше писателей, активно поддерживавший националистов (но он также вступил в конфронтацию с ними в 1930-е годы).

4. Журналистика была тесно связана с писательской деятельностью, что отразилось на появлении новых гибридных литературных жанров.

5. Новые виды искусства, ставшие популярными в 20-е годы (такие, как кинематограф), сделали возможным появление мультимедийных видов творчества; многие произведения, написанные в этот период, были экранизированы.

6. Литература становится по-настоящему массовым явлением в связи с маркетинговой стратегией таких издательств, как "Ullstein".

Литература

1. Eberle Matthias. World War I and the Weimar Artists: Dix, Grosz, Beckmann, Schlemmer. New Haven and London: Yale UP, 1985.

2. Leydecker K. and others. German Novelists of the Weimar Republic. NY: Camden House, 2006.

3. McCormick R.W. Gender and sexuality in Weimar modernity: film, literature, and «new objectivity». NY: Palgrave, 2001.

4. White Alfred D. Weimar Republic // Encyclopedia of German Literature, ed. Matthias Konzett. Chicago and London: Fitzroy Dearborn, 2000.

5. Willett. The Weimar Years: A Culture Cut Short. London: Thames and Hudson, 1984.

 
Яндекс.Метрика Главная Ссылки Контакты Карта сайта

© 2012—2024 «Ремарк Эрих Мария»