Главная Биография Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография Публицистика Ремарк в кино
Ремарк в театре
Издания на русском
Женщины Ремарка
Фотографии Цитаты Галерея Интересные факты Публикации
Ремарк сегодня
Группа ВКонтакте Статьи
Главная / Публикации / С.В. Маслечкина. «Передача экспрессивности в произведениях М.А. Булгакова и Э.М. Ремарка»

1.4. О сущности понятий «эмоциональность» и «экспрессивность»

Как правило, «эмоциональное значение реализует в слове самих эмоций, ощущений, вызванных предметами, фактами, явлениями объективной действительности. В эмоциональном значении выражается отношение говорящего к фактам объективной действительности» [Нелюбин 2007: 103]. Эмоциональное значение может существовать в слове самостоятельно, либо контекстуально, либо вместе с предметно-логическим значением. Слова, которые обозначают чувства, несут эмоциональное значение, например, такие слова как: die Liebe, der Zorn, der Haß. Необходимо отметить, что определенная группа слов может терять свое предметно-логическое значение и компенсировать данную потерю сильным эмоциональным значением. Данной группе мы относим вульгарные слои лексики: бранные слова, проклятья, нецензурные слова и прочие, например: der Fluch, blutig, das Ehrenwort и другие.

«Очень часто эмоциональное значение слова проявляется только в определенном контексте, который передает индивидуальное настроение или ощущение» [Нелюбин 2007: 103]. Кроме этого, существуют определенные формально-структурные элементы, которые передают эмоциональное значение. К данным элементам мы относим суффиксы -ling, -bold, -iant, -rich, -chen, -lein, например: суффикс -ling служит для образования существительных мужского рода, часто обозначающих лиц с отрицательными качествами (der Frechling, der Schreiberling). С помощью суффиксов -bold, -iant, -rich также образуются существительные, обозначающие лица чаще всего с отрицательными качествами (der Witzbold, der Dummrian, Wüterich). Суффиксы -chen, -lein служат для образования уменьшительных и ласкательных существительных (das Häuschen, das Büchlein), а также так называемые слова-усилители: fürchterlich, drohend, schrecklich, fein, reizend, groß, riesig. Часто эмоциональное значение проявляется в определенном контексте. Данный контекст передает индивидуальное настроение или ощущение.

Слово эмоциональность может пониматься в двух смыслах. Во-первых, эмоциональность может пониматься, как свойство субъекта, т. е. его способность переживать эмоции, окрашивать свои действия и выражать их с помощью неязыковых и языковых средств. Во-вторых, эмоциональность понимается как свойство языкового знака, как потенциальная возможность его выразить как факт эмоционального переживания субъектом некоторых явлений действительности. Нужно отметить, данное значение имеет статус лингвистического термина. Эмоциональность может отсутствовать в семантике слова, т. е. не иметь языкового статуса, но эмоциональное отношение говорящего к предмету речи в контексте и подчеркивается речевой ситуацией. Например, слово приголубить имеет одобрительное и неодобрительное значения. Первое — приголубить — приласкать, второе — приголубить — ударить. Эмоциональность передается словами, которые теряют свое предметно-логическое значение и приобретают эмоциональную окраску: вульгарные слои лексики: бранные слова, проклятия и т. д.

Под экспрессивностью речи обычно понимается ее не-нейтральность остранение, придающие речи необычайность, а тем самым выразительность. Экспрессивность нередко «соотносится с интенсивность, которая имеет целью усилить воздействие на слушающего, поразить и убедить его» [Гак 1973: 391]. В.В. Виноградов писал: «Слово переливает экспрессивными красками социальной среды, отражая личность (индивидуальную или коллективную) субъекта речи, характеризуя его оценку действительности, оно квалифицирует его как представителя той или иной общественной группы. Этот круг оценок, выражаемых словом, называется экспрессией слова [Виноградов 1972: 21]. Необходимо отметить, что семантическая структура экспрессивного слова иная, чем неэкспрессивного. Различия их мы осознаем, если выстроить их синонимический ряд: питьдутьхлестатьлакать (trinkensaufen); многоуйма — (vielUnmengeMasseUnzahl).

Понятие экспрессия употребляется в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле экспрессия рассматривается как свойство речи и приравнивается к выразительности. Это мнение Е.М. Галкиной-Федорук. «Экспрессия это усиление выразительности воздействующей силы сказанного. И все это делает речь более яркой, сильной, глубоко впечатляющей — это и есть экспрессия речи» [Галкина-Федорук 1958: 107]. И.В. Арнольд дает свое понятие экспрессивности. Экспрессивность «— это такое свойство текста, которое передает смысл с увеличенной интенсивностью, выражая внутреннее состояние говорящего, и имеет своим результатом эмоциональное или логическое усиление, которое может быть, а может и не быть образным» [Арнольд 1975: 15].

Экспрессивность может быть речевой (выразительность) и языковой. Последняя в литературе встречается со словом интенсив. Под интенсивом мы понимаем — слово с эмоционально-усилительным значением. Важную роль в формировании экспрессивности играют образные выражения, которые усиливают выразительность высказывания. Экспрессивность на языковом уровне связана со стилистическими особенностями языка. Явление экспрессивности на уровне текста включает в себя следующие категории:

— образность;

— оценку;

— эмоциональность;

— интенсивность.

Необходимо отметить, что вышеуказанные категории могут и не присутствовать полным составом, например, если говорить об экспрессивности на уровне языка, то такая категория как интенсивность может выступать факультативно, а категория образности будет присутствовать всегда. Проблема образности в лингвистических исследованиях рассматривалась с разных позиций и, следовательно, толковалась по-разному. «Традиционно под образностью понимается способность языковых единиц создавать наглядно-чувственные представления о предметах и явлениях действительности. Следует отметить, что многие современные языковеды слишком широко толкуют образность, часто предлагая такие ее определения, которые относятся скорее к литературоведению, нежели к лингвистике». [Молчанова 1981: 22].

Возникает вопрос, какое из двух понятий «эмоциональность» с одной стороны и «экспрессивность» с другой более полное. В своей работе мы будем придерживаться следующего критерия: эмоциональность — является частью экспрессивности, она всегда экспрессивна, в то время как экспрессивность не всегда эмоциональна, т. е. не всегда выражает чувства по отношению к субъекту или явлению действительности. Экспрессивность речи — это ее необычность, которая ведет к положительной или отрицательной оценке текста. Эмоциональность и экспрессивность как устной, так и письменной речи создается различными эмфатическими средствами, грамматическими, лексическими, а иногда и теми и другими вместе. Мы в нашей работе будем придерживаться понятия экспрессивности в широком смысле, как ее определяет Е.М. Галкина-Федорук. «Экспрессивные средства в языке служат усилению выразительности как при выражении эмоций, выражения воли, так и при выражении мысли» [Галкина-Федорук 1954: 15].

Эмоциональность — содержание субъективного (авторского) отношения к описываемым событиям и персонажам.

Экспрессивность — результативность воздействия текста на читателя.

Эмоциональность не всегда экспрессивна, потому что она не ставит своей задачей убедить читателя, а лишь отображает внутреннее состояние. Экспрессивность, нужно отметить, всегда эмоциональна, так как ее конечная цель — убедить читателя.

Эмоциональность передается лексическими средствами, словами, мимикой, пантомимикой. Экспрессивность передается помимо лексических средств еще и различными тропами (гипербола, литота и др.), стилистическими приемами (повтор, метафора и др.), а также авторскими неологизмами. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что понятие «экспрессивность» шире понятия «эмоциональность».

Выразительность речи и ее не-нейтральность издавна привлекало внимание языковедческой мысли. Проблема экспрессивности — одна из кардинальных лингвистических проблем. Живая речь всегда экспрессивно окрашена потому, что в ней всегда выражается переживание человека. Механизмы создания этой окраски многообразны, разноплановы.

Экспрессивность рассматривается в разных областях лингвистического знания — в стилистике, семасиологии, лингвопрагматике. Экспрессивность — это категория, ориентированная на когнитивный план речемыслительной деятельности, так как она несет сигналы, выражающие оценочно-эмотивное отношение к обозначаемому. Само это отношение субъекта речи «опредмечивается» в языковом сознании слушающего в зависимости от его способности «воссоздать» мыслительную структуру. Эффект экспрессивности — это продукт экспрессивной функции, которая нацелена на выражение чувства — отношения к обозначаемому в диапазоне «одобрение / неодобрение».

Стилистическая маркированность выступает как фактор, который ограничивает свободу выражения эмоционально-оценочного отношения. В тоже время в тексте в условиях игры стилистического регистра («переброса» — маркированного слова из присущего ему стилистического окружения в чуждое ему стилистическое окружение) является мощным и мало чем ограниченным способом создания экспрессивности. Нужно отметить, что данный прием применяется в анекдотах.

Экспрессивность текста — система использованных в нем языковых средств, которые позволяют выразительно представить содержание текста и отношение автора к нему. Понятие экспрессивность текста шире, чем понятие экспрессивность лексических языковых средств. Экспрессивность текста — это глобальное свойство текста, его общая выразительность, а лексические экспрессивные средства — это один из элементов в системе средств, которые формируют экспрессивность текста. В художественных текстах экспрессивность является специфическим эстетическим средством создания художественного образа. Нужно отметить, что экспрессивность текста создается за счет эмотивности предметно-образного и понятийного содержания текста. Это вызывает у читателя интеллектуальные и эстетические эмоции. Важнейший компонент общей экспрессивности текста — это эмотивность, то есть характеристика языковых средств, которые специально предназначены для усиления содержания. Экспрессивность текста не возникает на пустом месте. Ее возможности заложены в единицах языка и в композиции, а так же в структуре текста. В зависимости от композиции текста, его структуры, изображаемых характеров, замысла автора, его намерений, могут изменяться значение и функция нейтральных явлений языка, они могут приобрести образность, эмотивность, оценочность.

Всякий художественный текст есть чередование экспрессивных и неэкспрессивных высказываний. Экспрессивных средств в тексте может быть больше или меньше. Как считает Е.Ф. Петрищева, «чем больше в тексте слов одной тональности, тем ярче общая его окраска, тем сильнее иллюзия интенсивности окраски» [Петрищева 1988: 87]. Следовательно, употребление специальных средств и приемов усиливает общую экспрессивность — тональность, экспрессивный тон текста. Экспрессивность может создаваться автором за счет употребления в тексте экспрессивных единиц разных уровней. Но это только один из способов, но есть еще и другой — комбинирующая и синтезирующая работа автора. Например, повторы тематически важных ключевых слов, абзацное сегментирование, специфика композиции, отклонение текста от разных норм стереотипов (языковых, социальных). Н.Д. Арутюнова считает, что «человек лучше замечает аномальные явления, непорядок информативен уже тем, что не сливается с фоном» [Арутюнова 1987: 45].

Говоря об экспрессивности текста, необходимо выделить два понятия создания экспрессивности: средства и приемы. Средство экспрессивности — это то, что задано в языке, т. е. единицы всех уровней языка и стилистические единицы, например, тропы («троп — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности» [Нелюбин 2003: 233], используемые автором для создания экспрессивности текста. Как писал В.В. Виноградов «в самом языке, а вовсе не в психологии говорящих и пишущих, ...кроме звуков, форм и знаков, есть... экспрессия, принадлежащая звукам, формам и знакам» [Виноградов 1981: 244].

Приемы экспрессивности — это сюжетно-тематическая композиция и строение образов. Прием — это как бы динамическая модель, элементы которой располагаются не в пассивной последовательности, а взаимно отталкиваются друг от друга, создавая тем самым внутреннее напряжение в художественном тексте, формируя экспрессивность.

Экспрессивность текста зависит от его целостных характеристик, таких как композиция — «взаимодействие принципов внутреннего и внешнего построения текста в его языково-стилистическом оформлении» [Нелюбин 2003: 84]. Композиция обладает самостоятельной содержательностью, т. к. ее приемы преображают, дополняют и углубляют смысл описанного. Еще одной характеристикой экспрессивности текста является структура — «способ сочетания слов, порядок их следования и расположения и сам факт выбора именно данных слов для построения высказывания» [Нелюбин 2003: 214]. Понятие структуры можно дифференцировать. Условно можно разделить структуру текста на внешнюю и внутреннюю. Внешняя структура текста создается пунктуацией, шрифтом, цветом букв, пробелами, заголовками, сносками, эпиграфом. Другими словами это пространственно-графическая структура. Внутренняя структура текста создается самими языковыми компонентами текста и связями между ними. Обе эти структуры способствуют созданию экспрессивности текста. Важны также для создания экспрессивности такие приемы, как распределение основной и дополнительной информации. С точки зрения логики, все приемы, представляющие собой различные сущности, могут быть сведены к нескольким логическим основаниям. Например, к повтору сводимы различные приемы — параллелизм, аллитерация и рифма. Повтор порождает такое семантическое явление как интенсивность, которая играет не маловажную роль в создании экспрессивности.

«Большое распространение получили такие приемы как: 1) необычность функционирования тех или иных элементов языка в тексте, что проявляется в необычном отборе языковых средств и их необычной организации; 2) нарушение однородности стилистического контекста; 3) использование интенсификаторов; 4) отсутствие как семантических, так и формальных элементов при наличии намека на возможность их проявления, и тогда читатель прогнозирует их на основе соответственного речевого опыта и фоновых знаний...» [Телия 1991: 119]. Здесь имеются в виду окказиональные образования, нарушения в структуре фразы, в композиции текста. Эти механизмы служат базой для создания целого арсенала экспрессивных приемов. Возникновение экспрессивности может быть связано с языковой игрой. Это происходит в случае, если автор намеренно стремится к повышению экспрессивности текста за счет негативных специальных средств и приемов. Экспрессивность существенно усиливается, если в структуре одного текста сочетаются приемы создания комического и трагического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Более подробно мы рассмотрим стилистические средства выражения экспрессивности в тексте в следующих главах.

 
Яндекс.Метрика Главная Ссылки Контакты Карта сайта

© 2012—2024 «Ремарк Эрих Мария»