Главная Новости Биография Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография Публицистика Ремарк в кино
Ремарк в театре
Издания на русском
Женщины Ремарка
Фотографии Цитаты Галерея Интересные факты Публикации
Ремарк сегодня
Группа ВКонтакте Гостевая книга Магазин Статьи
Главная / Публикации / П. Герхард. «Ремарк. Незвестные факты»

Потерянное поколение: финальные аккорды

«Потерянное поколение» — определение, появившееся между Первой и Второй мировой войнами, символ безысходности человеческого существования после войны, навсегда изменившей жизни ее участников, которые впоследствии не могли адаптироваться к жизни «в мирное время», сходя с ума, спиваясь и заканчивая самоубийством. Это прежде всего люди, призванные на фронт в молодые годы, не видевшие ничего, кроме войны. Нормальной жизни для них не существовало. После пережитого и пройденного они не знали ничего хорошего и прекрасного, а точнее, все происходящее «за рамками» воспринималось ими апатично и не представляло для них интереса.

В романе «Возвращение» Ремарк описывает молодых солдат, вернувшихся с фронта, их неприятие жизни, ощущение ее низменности, бессмыслия и жестокости.

В произведении «Три товарища» Ремарк делает попытку описать будущее представителей «потерянного поколения», суля им тяжелую судьбу.

Персонажи произведений Ремарка — его ровесники, которым пришлось оставить детскую беззаботность на школьной скамье. Она часто «напичканы» слоганами, пропагандой с трибун, жаждут ощутить воинскую романтику. Но попав в ад сражений, они жестоко разочаруются, возненавидят жизнь, прочувствуют ее низменность и в их жизни больше не останется места мечтам и стремления.

Период послевоенного восстановления нанес жесточайший удар по мировоззрению и восприятию не только тех, кто воевал, но и тех, кто на эту войну отправлял. Большинство людей находились в растерянности и не представляли, что же будет дальше. Это касалось как и мирных граждан, так и бывших солдат, которым пришлось тяжелее всего. Неверие, неприятие и жесточайшие разочарование в «идеологии» сломило их. Душа их стала черствым сухарем. Но даже в этом наводящем ужас упадке нравственности еще оставались понятия солдатской солидарности и мужской дружбы. Они не доверяли почти никому, испытывали дикую ненависть в смеси с отвращением к государству, высокопарным лозунгам и призывам. Война своей уродливой рукой смела границы между классами, сровняв их.

Персонажи произведений Ремарка отдавались любому делу с горящим сердцем и непримиримым упорством. При всем своем моральном упадке они оставались хорошими мужьями и заботливыми отцами. Сегодня каждый из них мог стать головорезом, а завтра защищать и помогать любому нуждающемуся ценой собственной жизни.

Отчаяние героев Ремарка однако ни в коей мере не пересекается с любовью, дружбой, преданностью, они готовы драться со смертью до последнего вздоха ради этих святых понятий, а надежда — самое большое проклятие человечества и самый великий его дар — помогает им держаться вопреки всему.

Это были люди из разных классов и слоев населения, с разными судьбами и взглядами. И все они стали яркими представителями «потерянного поколения».

Ремарк не показал нам далекие дали и несуществующие миры. Есть только здесь и сейчас, только это имеет значение. Он подарил нам красоту из грязи, а может быть, грязь в красоте?

Может показаться, на первый взгляд, что жизнь персонажей Ремарка бессмысленна, но он не проповедник и не карающая рука, а прежде всего «любящий отец своих заблудших сыновей». Он любит людей такими, какими они есть.

Ремарк — бесстрастный, казалось бы, наблюдатель разворачивающегося действа в своих произведениях, но... Не всегда. Прекрасный цветок любви к жизни и человеку чаще распускается в холодном и циничном потоке повествования.

Мироощущение «потерянного поколения» Ремарк характеризует следующим образом:

«Отныне мы воевали против прошлого — в котором ложь, корысть, эгоистичность и равнодушие правили бал. Мы не верили ни во что, кроме того что могли осязать. Как результат — полный упадок и деградация».

 
.
Главная Гостевая книга Ссылки Контакты Карта сайта

© 2012—2019 «Ремарк Эрих Мария»