Главная Биография Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография Публицистика Ремарк в кино
Ремарк в театре
Издания на русском
Женщины Ремарка
Фотографии Цитаты Галерея Интересные факты Публикации
Ремарк сегодня
Группа ВКонтакте Статьи
Главная / Публикации / А.В. Мальцева. «Романтическая поэтика романа Э.М. Ремарка "Три товарища"»

А.В. Мальцева. «Романтическая поэтика романа Э.М. Ремарка "Три товарища"»

Литература, поднимающая «вечные» вопросы, такие как любовь, дружба, братство, верность и разрабатывающая их без рефлексий, без глубоких психологических кризисов, появляется в те времена, когда общество переживает особенно глубокий духовный кризис. Так, например, творчество Э.М. Ремарка появилось в суровое время мировых войн. Ремарк, один из самых популярных писателей 20 века, с первых произведений заявил о себе, как о писателе, который показывает ужас войны, рассказывает о том, как она изменила людей и что принесла в мир. В своих произведениях Ремарк продолжал традиции неоромантизма.

Самым известным произведением Ремарка считается роман «Три товарища», завершенный в 1936 году. «Произведение уникально по своему чувственному наполнению. Нет четких образов времени или места, до максимума узок диапазон повествования. Но автору удалось настолько ярко и объемно изобразить послевоенную Германию до прихода к власти фашистов, что чисто зрительное восприятие текста исчезает, а читатель погружается в атмосферу отчаянной безнадежности, глухого недовольства, неуверенности и зыбкости, заполнявшей умы и сердца людей того времени. Книга производит неизгладимое впечатление и заставляет остро ненавидеть войну, разрушающую судьбы» [1].

Поколение, юность которого пришлась на период войны, называют «потерянным». Не потому, что люди эти потеряны для общества и дальнейшей жизни, а оттого, что на войне теряют они свои юношеские иллюзии и вместе с тем обретают какую-то несвойственную до этого сентиментальную мечтательность [2].

Герои романа «Три товарища» живут в «скверное время»: безработица, инфляция, голод. Среди всего этого жизненного хаоса люди, представляющие «потерянное поколение», разучились видеть и чувствовать прекрасное. Их заботят другие проблемы. Они вынуждены бороться с жизненными трудностями. Патриция — женщина, ради которой нужно совершать подвиги, ее нужно боготворить. С ней ассоциируются цветы, и розы, которые ей дарит Роберт, сопровождают ее повсюду, как символ еще сохранившейся красоты, гармонии. безмятежности и счастья.

Романтизированные образы

Ремарк создает в романе галерею образов, созданных по принципам романтической поэтики, но при этом остающихся довольно типичными: они находятся в конфликте с миром, но остаются «маленькими людьми», они приспосабливаются или уходят из жизни. Время от времени кто-нибудь из них предпринимает попытку изменить мир, но она заканчивается плачевно. Ощущение безысходности не покидает этих персонажей.

Время безработицы — проверка человека на прочность. Квартира фрау Залевски полна человеческих драм. Именно в таком обществе жил Роберт Локамп. В квартире фрау Залевски, среди бедноты и деклассированных элементов раскрывается натура Робби, человека умного, проницательного и доброго. Пройдя войну, страх, лишения он смог сохранить душевное тепло, а в сердце — любовь, умение любить и жертвовать собой ради дорогих людей. Роберт не может находиться в полном одиночестве. Он бродит по улицам, сидит в барах с друзьями, выпивает. Выпивка спасает Робби от воспоминаний о войне. О тех ужасах, которых ему довелось пережить. Он ощущает ту же боль, что и тогда, на фронте. Его спасение — это друзья и хорошая выпивка.

Готфрид Ленц, «последний романтик», друг Роберта Локампа и Отто Кестера. Ленц «длинный, худой, с гривой волос цвета соломы и носом, который подошел бы совсем другому человеку». Не раз автор будет обращать внимание на голову Готфрида. Это его «опознавательный знак», а еще солнце, которое излучает душевное тепло. Ленц отвергает все то, что заранее известно: «Когда есть цель, жизнь становится мещанской, ограниченной». Готфрид обладал удивительной способностью влюблять в себя людей. Он находил общий язык с абсолютно разными людьми. Он — душа компании. Без его разговоров все умолкало и затихало. Готфрид считал себя наставником Робби, более того отцом. Он считал себя ответственным за жизнь своих друзей. Старался брать их проблемы на себя. Он старался находить нестандартные романтические решения в послевоенном городе. Розы из церковного сада для возлюбленной друга, новый способ заработка денег, разный подход в деловых моментах. Все новое, неизведанное тянуло Ленца.

Отто Кестер раскрывается читателю не сразу. Сдержанность — главная черта характера Отто. На протяжении романа мы узнаем, что он бывший военный, владелец автомастерской, автогонщик. Кестер сильный человек с железной силой волей. Он привык добиваться поставленных целей. Мужчина с твердым характером, Отто обладает способностью быстро ориентироваться в затруднительной ситуации. Он предан своим друзьям, ценностям жизни. Он остается человеком в любых ситуациях, но человеком, не готовым отступить от своих принципов никогда. После убийства Готфрида Отто со звериным чутьем выслеживал человека, оборвавшего жизнь его друга. Отто Кестер — образец сильного мужчины, готового ради своих близких пожертвовать тем, что дорого именно ему.

Пат, как зовут ее друзья, — идеал женственности, благородства, вкуса, изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто невысказанное, тревожащее Робби: ведь она ему не пара! «Она создает атмосферу», — так охарактеризовал ее Ленц, подчеркивая исключительность этой девушки. Она завоевала расположение друзей Роберта. Ради нее и Роберта друзья готовы были идти на все. Сделать невозможное.

Романтизированный образ Пат в ее серебристом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат, сохранившихся от былых апартаментов и обставленных уцелевшей фамильной мебелью, — контраст убожеству и грязи жизни городских низов, где вращаются три товарища. Возникшая было необходимость выбора — либо три товарища, либо девушка — снимается благородством, тактом и полным пониманием со стороны друзей Робби. Пат — прелестная, свежая, цветущая — тоже жертва войны. У нее туберкулез, следствие детского недоедания.

В исключительных ситуациях персонажи романа «Три товарища» показаны как люди, знающие цену жизни, цену дружбы. Они готовы на любые поступки, даже самые рискованные, ради счастья близких духовно людей. Романтически идеализированные, они сталкиваются с жестокостью мира и потерей самых близких людей, оставаясь при этом верными себе. Герои романа — это образцы настоящих людей.

Романтизированная символика

В романе присутствует ряд образов, ставших символами ремарковской эпохи, несущими романтико-трагическую окраску: автомобиль Карл, туберкулез, утроение и цветы в церковном саду.

Автомобиль «Карл»

Автомобиль, в произведениях Ремарка, выступает как символ свободы и любви. Страстный автолюбитель Эрих Мария Ремарк оставил след в автомобильном мире, увековечив в своих произведениях эпоху машин — кумиров 20—40 годов прошлого века. Созданные им художественные образы автомобилей известных марок, такие, например, как «Карл» из «Трех товарищей» или «Джузеппе» из «Жизни взаймы», списаны с реально существовавших машин, на которых ездил и в которых хорошо разбирался Ремарк. Но по-настоящему он наслаждался общением только с одной машиной, которую любовно называл «серой пумой» [5].

Образ Отто Кестера, по части автомобильного дела, автобиографичен. Автор никогда не относился к автомобилю, как к бездушному куску железа. Спортивное авто стал для молодого романиста символом победы и независимости от жадности, злобы, одиночества [5]. Эрих Мария Ремарк давал имена машинам. Они становились друзьями героев романов. «Карл» в романе «Три товарища» является символом дружбы. Сплочение друзей происходит именно во время ремонта их «четвертого друга». Друзья совершают поездки на «Карле», выигрывают гонки. В это время они беззаботны и свободны. «Карл» выручает Патрицию и Робби, когда необходимо привести врача за тысячи километров. Поездку в горы друзья совершают на верном «четвертом друге». «Призрак шоссе», преодолевая дожди, метель, расстояние помогает своим товарищам добиться поставленных целей.

В самый трудный момент жизни Пат и Робби, Кестер «лишается своей правой руки». Отто продает «Карла» ради спасения Патриции. Он приносит в жертву своего верного помощника, пытаясь сохранить жизнь.

Умирает Готфрид и Пат продают «Карла», Отто и Робби остаются одни. «Карл» — это они. Все заканчивается с его продажей.

Утроение

В традиции многих культур число три всегда являлось сакральным, символическим. Соединяет их Святая Троица. Три — самое «положительное» число. В сказках герои обычно имеют три желания, надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата. Эта символическая троица очень часто встречается и в мировой литературе и фольклоре: Три товарища, Три богатыря, Три брата [6].

В романе Ремарка центральными персонажами выступают трое друзей Роберт Локамп, Отто Кестер, Готфрид Ленц. Они представляют собой некий «триединый персонаж». Товарищи объединены общими интересами, одной жизнью на троих, поэтому интересы другого для них намного важнее своих собственных. Они не только друзья в мирной жизни, но в большей степени фронтовые товарищи. Здесь их можно соотнести с Тремя былинными богатырями. В фольклорной традиции цифрой «три» обозначаются количество персонажей, желаний, препятствий, запретов, испытаний. Пропп В.Я. в книге «Исторические корни Волшебной сказки» считает, что тройка является символом полноты, достатка, счастья. Куда не взгляни, везде встречается эта цифра.

Три товарища связаны фронтовой дружбой. Их боевое товарищество и братство узнаваемо, поскольку представлено в фольклоре. Три былинных богатыря — те же «Три товарища», их слитный образ архетипичен. Как и у героев романа Ремарка, у каждого из богатырей своя биография, свой нрав и характер. Три былинных богатыря взаимодействуют друг с другом, их сложно воспринимать по отдельности; их сюжетные истории схожи друг с другом. Такая «совместность» и «общность» эпическая по происхождению, лежит в основе романа Ремарка [6].

В основе сюжета о трех товарищах выявлен исходный концепт. Авторская идея Ремарка перекликается с традиционными мотивами, литературное произведение строится на соответствующих исходных фольклорных элементах. Три героя — Три товарища появляются в разных литературных жанрах, выстроенных по разным схемам, но очевидна ориентация на определенные фольклорные образы, а культурная традиция — основа литературы [6].

Туберкулез

Заболевание Патриции Хольман прерывает череду равнодушия к смерти. Ее болезнь вызвана голодным детством военного времени. Туберкулез стал болезнью общества «потерянного поколения», которое медленно идет к смерти духовной. Пат выглядит потрясающе, стремление к жизни заражает окружающих ее людей. Снаружи девушка полна сил и энергии, но ее внутренние силы на исходе. Она похожа на Германию, истощенную в Первую Мировую войну, постепенно погружающуюся в экономический кризис, безработицу и фашистские настроения [4].

Туберкулез становится болезнью эпохи. От него умирает Пат в романе «Три товарища», от него вот-вот скончается жена любовника Роланды в «Триумфальной арке». Патриция Хольман заболевает во время войны, и болезнь прогрессирует, символизируя социальные язвы эпохи и беззащитность человека перед исторической катастрофой.

Роберт устраивает Пат в санаторий в Альпах. Отто продает автомастерскую и «Карла» ради выздоровления любимой его друга. Лечения оказывается напрасным. Робби последние недели проводит с Патрицией в пансионе. Он наблюдает за обитателями санатория: кто-то выздоравливает и отправляется «вниз», а кого-то смерть забирает в самом расцвете сил. Роберт поддерживает любимую, постоянно рядом. Он понимает, что болезнь не отступит, поэтому пытается сделать ее последние недели яркими, запоминающимися и счастливыми.

Туберкулез в творчестве Эриха Марии Ремарка становится символом войны, который поражал самых беззащитных и слабых. Война закончилась, а туберкулез остается отголоском того страшного времени.

Цветы в церковном саду

Готфрид Ленц отыскал для Робби шанс радовать Пат «абсолютно бесплатно». Среди всех жизненный ненастий товарищи отыскали уголок сохранившегося покоя. Это был церковный сад. В нем цвели восхитительные розы с дурманящим запахом. Эго было места уединения и покоя. В центе города, в период разрухи, смерти, в запущенном церковном саду летали пчелы, символ свободы, легкости, тепла. Казалось, что это место не тронули все бури 20 века.

Цветы в творчестве Ремарка — это символ прекрасного среди жестокой действительности, которая давит и угнетает, обрекает людей на мучительное существование. Розы из церковного сада, одновременно выступают и как символ духовной чистоты. Они заставляют понять, что главное — это свобода души. Робби срывает цветы и дарит их Патриции. Он одаривает весь мир красотой.

Роман построен на контрастном сочетании нищеты и роскоши, духовности и бессердечия, счастья и горя, страстных душевных метаний героев, романтической символике. Все это черты романтической поэтики, переосмысленные в эпоху между двумя мировыми войнами, и подчиненные законам критического реализма. Они выражают мироощущение не только самого Ремарка, но и многих поколений его читателей, прочувствовавших горький разрыв между мечтой и действительностью.

Литература

1. Ремарк Э.М. Творчество гения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://emremarque.ru/erikh_maria_remark_tvorchestvo_geniia.html.

2. Склейнис Г.А. Системность романного творчества Э.М. Ремарка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/vek-remarka3.html.

3. Соколов В.А. Анализ произведения «Три товарища» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://masters.donntu.org/2008/eltf/sokolov/md/ana-lyse.htm.

4. «Три товарища», художественный анализ романа Ремарка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goldlit.ru/remark/412-tri-tovarischa-analiz.

5. Три товарища [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://andrei-losev.blogspot.ru/2011/04/blog-post_13.html.

6. Кудряшова И.И. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://phil-fak.ru/2651.

 
Яндекс.Метрика Главная Ссылки Контакты Карта сайта

© 2012—2024 «Ремарк Эрих Мария»