Главная
Биография
Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография
Публицистика
Ремарк в кино
Ремарк в театре
Женщины Ремарка
Ремарк сегодня
| Главная / Публикации / Д.В. Назарова. «Тема любви в романе Э.М. Ремарка "Три товарища"»
Д.В. Назарова. «Тема любви в романе Э.М. Ремарка "Три товарища"»XX в. был ознаменован не только научно-техническим прогрессом и информационным взрывом, но и кровавыми войнами, повлекшими тяжелые последствия — уничтоженные города, разбитые семьи, разрушенные судьбы миллионов людей. На фронт Первой мировой войны призывались молодые люди в возрасте около 18 лет, которые часто не успевали даже окончить школы. Возвратившись, они обнаруживали, что потеряли все, и не могли приспособиться к жизни в поствоенный экономический кризис, их жизнь была полностью разрушена, они не могли найти в ней смысла. Таких людей называют «потерянным поколением», не только потому, что люди эти потеряны для общества и дальнейшей жизни, но и оттого, что на войне теряют они свои юношеские иллюзии и вместе с тем обретают какую-то несвойственную до этого сентиментальную мечтательность. О феномене «потерянного поколения» часто говорили такие писатели прошлого века, как Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Ричард Олдингтон. Все они были на фронте и имели жизненный опыт, схожий с опытом тех, кого называют «потерянным поколением». Их герои — люди, чаще всего молодые, травмированные войной. Душевные раны, а у многих из них еще и телесные, не дают им возможности войти по-настоящему в мирную жизнь [1, с. 9]. В своих произведениях эти авторы рассказывают о неприспособленности данного поколения к жизни, об их жестокости и ироничности, о судьбах мужчин и женщин в послевоенное время. Так, например, в романе Эрнеста Хемингуэя «Фиеста» и сборниках рассказов «В наше время», «Мужчины без женщин» автор показывает нам, что «потерянное поколение» не может быть счастливым в любви, женщины рядом с такими мужчинами чувствуют себя одинокими и несчастными. Иначе представлена эта тема в произведениях Эриха Марии Ремарка. Родившийся на рубеже XIX и XX столетий в раздираемой политическими и военными страстями Европе, Ремарк принадлежит как раз к такому «потерянному поколению». И именно проблемы и переживания этого поколения писатель сделал основной темой своих произведений. Невозможность сохранить контроль над самым ценным, что есть у человека — собственной жизнью — порождает необходимость смены мировоззрения, поиска новых ценностей. Вот почему почти в каждом своем произведении Ремарк учит читателя особому смирению, призывает «плыть по течению», не сопротивляясь, но и не превращаясь в легкую, гонимую волнами щепку. Каждая его строка — призыв к умению сохранить себя в любых обстоятельствах, сберечь наивную веру в лучшее, которая помогает пережить любой ужас и преодолеть любые лишения. Даже в зрелости, познав стабильность мирной жизни, увидев мир и познакомившись с социальными проблемами в разных странах, Ремарк не мог освободиться от своих юношеских военных впечатлений. В какие бы жизненные ситуации автор не помещал своих героев, какими бы характерами и профессиями он их ни наделял, в каждой книге он говорит о войне, страданиях, любви, дружбе и чести, заставляет думать, сопереживать и чувствовать. Призывает нас помнить, что все в жизни преходяще. Одним из самых ярких примеров литературы о «потерянном поколении» является роман Ремарка «Три товарища» (1936). В нем рассказывается о судьбах трех друзей во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Главным героям помогают справиться с тяготами жизни дружба и любовь, юмор и терпимость, которые противопоставлены лжи, лицемерию, подлости и цинизму. Несмотря на трагические события, которые вторгаются в жизнь героев (убийство Ленца, смерть Патриции) роман не оставляет тягостного впечатления: любовь и дружба сильнее смерти, перед ними отступает все уродство жизни. Автор намеренно подобрал для заголовка слово Kamerad («Drei Kameraden»), что в переводе означает «товарищ». Это слово несет определенную смысловую нагрузку. Оно происходит от испанского слова camarada и в более узком понимании означает «боевой товарищ». Из возможного варианта der Freund (= друг) Ремарк выбрал Kamerad, слово которое более точно выражает взаимоотношения трех товарищей, переживших войну. Главные герои романа — Робби, Отто и Ленц — имеют увлечения, наиболее часто встречающиеся у мужчин: любовь, бизнес, политика; но ни один из них не добивается своих целей, все они терпят неудачу. Любовь Робби — Патриция — умирает. Отто, владеющий собственным автомобилем и автомастерской, продает их, т.к. друзья нуждаются в деньгах, чтобы платить за лечение Патриции. Ленц выступает в роли активного участника борьбы против фашизма и его убивают на одном из митингов. Они не могут стереть из своей памяти ужасы войны, суровая реальность пытается их сломить. Каждый из трех героев имеет свой характер и действует в соответствии с внутренней логикой своей натуры. По мнению писателя Бергельсона, в начале романа появляется некий «триединый персонаж», однако затем автор индивидуализирует своих героев, и читатель узнает любого из них по манерам поведения. Фигура Роберта представляет собой особый интерес: она более всех других идентична самому автору и очень часто используется им для передачи его собственных мыслей [Там же, с. 11]. Заставляя героя заниматься самоанализом, Ремарк исследует мысли и настроение «потерянного поколения» в целом. В этом романе Ремарку удалось создать удивительную по своей поэтичности картину любви. Тут все — от зарождения взаимного чувства Робби и Пат до трагической развязки — дышит правдой и доставляет истинное эстетическое наслаждение. Искренняя и естественная, начисто лишенная всякого жеманства, всякой игры, любовь выводит героя и героиню из состояния душевного оцепенения. У Робби она прорывает панцирь равнодушия, и он признается самому себе, что познал счастье. Тема любви тесно сплетается с темой товарищества. Вместе они образуют якорь спасения для людей «потерянного поколения», освобождают их от одиночества [Там же, с. 13—14]. Писатель предлагает своим героям два пути, по которым они смогут жить и, возможно, обретут свое счастье — это любовь и дружба. В свои 30 лет Роберт Локамп не видит в жизни смысла, однако одна судьбоносная встреча с Патрицией Хольман, в его день рождения, меняет все. Она становится центром его жизни, ее смыслом. Это любовь не с первого взгляда, но сильная, бесконечная и непобедимая. Она не мешает дружбе трех боевых товарищей, а даже укрепляет эту дружбу, внося в нее определенное настроение. Их любовь развивается по нескольким стадии. Сначала Роберт не верит, что Патриция может его любить, считая себя недостойным ее. Затем они относятся друг к другу как просто товарищи, но после эпизода в парке развлечений, где они посетили лабиринт привидений, в душе Роберта зарождается чувство любви, оно вспыхивает во время необычной обстановки для их поколения, во время веселой прогулки. Робби подумал: ...мы смеялись, но вдруг Патриция отпрянула назад, испугавшись черепа, освещенного зеленым светом. На мгновение я обнял ее, почувствовал ее дыхание, шелковистые волосы коснулись моих губ, — но через секунду она снова рассмеялась, и я отпустил ее. Я отпустил ее; но что-то во мне не могло расстаться с ней. Мы давно уже вышли из лабиринта, но я все еще ощущал ее плечо, мягкие волосы, кожу, пахнущую персиком... Я старался не смотреть на нее. Она сразу стала для меня другой [2, с. 66]. После этого их любовь достигает полноты чувств, заставляя возлюбленных испытать чувство сильнейшей ревности. В театре, где Пат встречает своих знакомых из высшего общества, Робби чувствует себя не только некомфортно и неуютно, но и безумно ревнует Пат, т.к. он не так богат, как ее знакомые, не может так красиво ухаживать за ней. Уже позже Роберт подумает о том, что: до чего же страшно любить женщину и быть бедным [Там же, с. 245]. В этом же эпизоде Робби размышляет о том, что ничто не вечно, ничего и никогда человек в этой жизни не может удержать. «Обладание само по себе уже утрата» — размышляет он [2, с. 141]. Но Патриция опровергает его сомнения — она сама приходит к нему и успокаивает, делает первый шаг к их близости. После этого эпизода чувство замедляет свое развитие, потому что Роберт начинает стыдиться за окружающую его обстановку — за место, где он живет, и его соседей. Ему, как и многим представителям «потерянного поколения», приходилось начинать жизнь с нуля. Робби хотелось приукрасить обстановку своей комнаты для Пат, отдалить от серых соседей. Затем их отношения вновь претерпевают взлет чувств — Роберт переживает за жизнь возлюбленной. Уехав на море, они не смогли долго порадоваться безмятежности жизни, болезнь Патриции начала прогрессировать. Робби показан в этом эпизоде как безумно переживающий и сострадающий человек, он делает все для ее спасения. Его друзья не остаются вне дела, Кестер гонит машину по трассе со страшной скоростью, обманом заманив в нее доктора. Они делают все для того, чтобы она смогла выжить, до самого конца стараясь ей помочь. Очень интересен взгляд на любовь в романе со стороны Патриции. На протяжении всего произведения она ведет себя непринужденно и естественно, вызывая восхищение не только у Робби, но и у всех окружающих его людей. Героиня первая целует его, первая делает шаг к их близости. Девушка могла выбрать богатого человека, но выбирает Роберта. Ночуя у него, она говорит ему: Ты должен меня очень любить, Робби. Не знаю, что я буду делать без любви! [Там же, с. 101]. Патриция также говорит и о том, что с тех пор, как в ее жизни появился Робби, все стало намного проще. Она сожалеет о том, что из-за нее он стал меньше времени проводить с друзьями. Заботится о нем, называет милым, ребенком, дорогим, любимым: Ты мой самый любимый, ты воруешь булочки и хлещешь ром. Ты прелесть [2, с. 149]. Перед отъездом в пансион героиня плачет при расставании и боится. В пансионе она ужасно скучает по Робби, просит его приехать, звонит и шлет письма. Даже перед самой смертью Пат переживает о своем внешнем виде, т.к. боится, что Робби увидит ее больной и некрасивой, чтобы он не заболел и не заразился от нее, переживает о том, что Робби должен будет забыть ее. Они даже разговаривают о детях. Но та ли эта любовь, которую мы привыкли видеть? Может быть это больше походит на любовь-дружбу? Не зря автор отмечает в финале потерю Пат с точки зрения Робби, как потерю товарища любимого, храброго, дружищи — старины (gelibter, tapferer, alter Bursche — Drei Kameraden) [3, с. 335]. В непростой для обоих героев период жизни они видят некую отдушину в любви, некое спасение. Именно это, на наш взгляд, побуждает их на близкую дружбу под знаком любви. Такая любовь-дружба с самого своего начала была обречена на гибель. Об этом нас предупреждает заунывный кладбищенский пейзаж, виднеющийся из окна комнаты Роберта. Все герои романа видят в этом нечто привлекательное, а хозяйка квартиры даже завышает цену из-за такого вида за окном. Однако символ смерти, неотвязно сопровождающий героев, предсказывает трагическую развязку. Интерпретация чувства любви у Ремарка весьма своеобразна. Главные герои говорят о том, что не любят друг друга, думая о совершенно противоположном. Они вообще крайне редко произносят эти слова — «люблю», «любовь». По словам Роберта: женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов [2, с. 218]. Все герои романа обретают утешение, каждый в своем, не отказываясь при этом от спиртного, которое можно назвать одним из бессменных спутников серии романов Ремарка о «потерянном поколении». Выпивка, дающая временное успокоение, заменила собой культурный досуг героев, не интересующихся искусством, музыкой и литературой. Интересен в этом плане эпизод с посещением Робби и Пат музея, где говорится об отреченности «потерянного поколения» от искусства. Многие приходят туда, чтобы погреться в зимнее время, или спрятаться от дождя летом. У этих людей нет тяги к прекрасному, она была уничтожена войной. Таким образом, весьма специфически понимая любовь как дружбу, товарищество, Ремарк в отличие от других писателей «потерянного поколения» дает своим героям хотя бы призрачную надежду на возвращение к утраченным гуманистическим ценностям. Действительно, союз Роберта и Патриции проверяется временем и выдерживает эту проверку, не распадается, а лишь превращается в более действенную, активную, высокую дружбу. Литература1. Бергельсон Г. Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен. Три товарища. Вступительная статья. М.: Правда, 1985. 2. Ремарк Э.М. Три товарища. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1988. 3. Ремарк Э.М. Три товарища: книга для чтения на немецком языке. Спб.: КАРО, 2013. 4. Мартон Р. Береги себя, мой ангел. Интимный портрет писателя. М.: Арт-флекс, 2001.
|