Главная
Биография
Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография
Публицистика
Ремарк в кино
Ремарк в театре
Женщины Ремарка
Ремарк сегодня
на правах рекламы• Doc скачать договор аренды квартиры leaubk.com.
| Главная / Публикации / Е. Ковынева. «Тематические группы слов опубликованных и неопубликованных стихотворений Э.М. Ремарка»
Е. Ковынева. «Тематические группы слов опубликованных и неопубликованных стихотворений Э.М. Ремарка»Ремарк для многих — автор романов, поскольку благодаря им он стал всемирно известен. Если смотреть с этой точки зрения, т. е. воспринимая Ремарка как прозаика, то его стихотворное наследие достаточно велико. Впервые стихотворения Ремарка были опубликованы в 1996 г. в 4-м томе «Das unbekannte Werk» [Remarque. Das unbekannte Werk]. Первые переводы его стихотворений на русский язык появились в 1999 г., выполненные Р. Чайковским, позже стихотворения Ремарка переводили А. Егин, Н. Кан, Г. Киселев, В. Пинковский и др. Большая же часть поэтических произведений Ремарка до сих пор не опубликована и доступна читателям только в архиве Ремарка в г. Оснаб-рюк (ФРГ) и в Нью-Йорке (США). В своих предыдущих статьях мы рассматривали различные аспекты поэзии Ремарка: метрический репертуар, свободные формы стихосложения, взаимосвязь прозаических и стихотворных произведений, а также некоторые жанровые и стилистические проблемы. В этой статье хотелось бы затронуть лексический и тематический аспекты опубликованных и неопубликованных стихотворений. В результате сопоставления словников мы пришли к выводу, что тематика этих произведений различна. Сопоставительному анализу мы подвергли стихотворения, написанные в период с 1918 по 1921 г., традиционные метрические стихи первого этапа поэтического творчества. Любое художественное произведение, будь то стихотворный или прозаический текст, представляет собой единство многообразных и разнородных элементов, взаимодействующих и взаимосвязанных. Так, в стихотворении метр, строфику, ритм зачастую связывают с содержанием, с тематикой. Основой тематического элемента поэзии, по мнению В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана и др., является слово [Жирмунский), [Лотман], [Гиршман]. Слово в стихе — это слово из естественного языка, но оно, тем не менее, утверждал Ю.М. Лотман, не равно самому себе. Слова в поэзии «крупнее» слов в общеязыковом тексте [Лотман]. При составлении словаря того или иного стихотворения мы получаем контуры того, что составляет мир с точки зрения данного поэта. Это высказывание мы попробовали применить при анализе опубликованных и неопубликованных стихотворений Ремарка. Начнем с опубликованных произведений. Составленный словник позволяет нам утверждать, что это чисто лирические стихотворения, в которых герой обращается к возлюбленной или друзьям и в которых поднимаются проблемы взаимоотношений мужчины и женщины: Weinen, Fluchen, Glück, Leibe, Abendrot, Glöckchen, Sonnen-feuerschein. Что касается прилагательных, то они тематически также лежат в поле любовной лирики: süß, selig, heiß, mild, wahnsinntoll, silbern. Однако, несмотря на простоту содержания, эти стихотворения были значимы для начинающего поэта как свидетельство его юношеских переживаний и духовной эволюции. Более того, по мнению отечественного ремарковеда Р.Р. Чайковского, к стихотворениям начального периода можно отнестись более серьезно как к документальному свидетельству становления будущего поэта. Ирония со стороны многих критиков и биографов Ремарка была бы оправданна, если бы он не стал великим писателем. И поэтому гораздо важнее рассматривать эту чрезмерную страстность, поэтическое многословие, бьющую через край гиперболичность молодого Ремарка как школу души, в которой вызревал будущий тонкий психолог, тончайший стилист, мастер слова. Тематика неопубликованных стихотворений резко отличается от опубликованных. Неопубликованные стихотворения характеризуются большим количеством сложных слов, а доминирующими являются существительные, обозначающие различные философские понятия: Mensch-Sein, Dasein, Nichtigkeit, Nichts, Dasein-Sturm, Ewigkeit. Поэта также не оставляет в покое сама загадка жизни (Rätselleben, Rätselfahrten, Rätselglanz); противоречия в восприятии мира (Schweigen — Schrei, Stille — Ur-Chaos); проблемы жизни и смерти (Leben — Tod, Frage — Antwort); одиночества (Einsamkeit, Leere, Alleine, Ich-Geschrei, Sehnsucht). Кроме того, в неопубликованных стихотворениях Ремарка встречаются слова, обозначающие такие вечные понятия, как «бог» и «вселенная»: Gott, All, Sterne, Ur-Beginn. Столь различные поэтические программы и столь разное восприятие мира в опубликованных и неопубликованных произведениях дает нам возможность говорить о Ремарке как о поэте, чье поэтическое творчество заслуживает серьезного и глубокого изучения. Примечания1. Гиршман, М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева / М.М. Гиршман. — М.: Высш. школа, 1981. — 111 с. 2. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский. — Л.: Наука, 1977. — 407 с. 3. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. — Л.: Просвещение, 1972. — 271 с. 4. Поэтика исканий, или Поиск поэтики // Материалы междунар. конф.-фестиваля «Поэтический язык рубежа XX—XXI веков и современные литературные стратегии». — М.: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН, 2004. — 589 с. 5. Ремарк, Э.М. Стихотворения / пер. с нем. Р. Чайковского / Э.М. Ремарк. — Магадан: Кордис, 1999. — 75 с. — Текст парал., нем., рус. 6. Remarque, E.М. Das unbekannte Werk. Bd. 4. Kurzprosa und Gedichte / E.M. Remarque. — Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1998. — 551 S.
|