Главная
Биография
Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография
Публицистика
Ремарк в кино
Ремарк в театре
Женщины Ремарка
Ремарк сегодня
| Главная / Публикации / Н. Надеждин. «Эрих Мария Ремарк»
Униженный и оскорблённыйВ характере Ремарка было намешано много всего — и хорошего, и плохого. Как, собственно, у любого нормального человека. Вместе с необыкновенным трудолюбием в Ремарке уживались чудовищная лень и склонность к пьянству. Он любил делать дорогие подарки (удивительно изящные, тонкие), но часто вёл себя, как законченный эгоист. Обладал тончайшим художественным вкусом, но мог публично выругаться. Чувство слова, литературный дар и потрясающая доброта сочетались в нём с болезненным самолюбием и неумением забывать даже самые ничтожные обиды. Он никогда и никого не прощал. Помнил даже самые незначительные оскорбления, даже нанесённые непреднамеренно, по неведению, случайно. Сокрушительный разгром романа ввёл начинающего писателя в состояние ступора. Он просто утратил чувство реальности. Испугался. Запаниковал. Он ни на что не годится. Его дар ничтожен. Да и нет никакого дара — он, Ремарк, просто не умеет писать... Кстати, он всегда был предельно самокритичен. И на пороге 70-летия, уже написав и издав все свои великие книги, говорил: — Ах, если бы я умел хорошо писать! Какие романы я мог бы сочинить... Он был уверен, что ничего не умеет и ничего не знает. Не кокетничал, а был в этом убеждён! Писатели и критики, которые преподнесли тогда, в 1920 году, безжалостный, но, наверное, совершенно необходимый урок, навсегда выпали из круга его общения. Он уклонялся от знакомства и сближения с ними под любыми предлогами. Когда рядом с ним заговаривали о каком-либо известном писателе того времени, лицо Ремарка каменело, а в его голосе звучал металл.
|