Главная
Биография
Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография
Публицистика
Ремарк в кино
Ремарк в театре
Женщины Ремарка
Ремарк сегодня
на правах рекламы• Смотрите информацию кухонные уголки здесь.
| Главная / Творчество Ремарка / Стихотворения
Несколько слов о Ремарке-поэтеНе опасаясь прегрешить против истины, можно утверждать, что в начале второй половины XX века Э.М. Ремарк был в России наиболее читаемым зарубежным автором. Он покорил умы и сердца миллионов людей. Его имя стало своеобразным паролем для единомышленников, стало символом гуманизма и свободы, благородства и товарищества, чистой любви и искренней нежности. Все любили Ремарка, и поэтому люди приучались любить и друг друга — на смену коммунистически-большевистской идее борьбы приходила идея товарищества, идея любви к ближнему. Его знаменитые романы «На Западном фронте без перемен», «Три товарища», «Время жить и время умирать» и другие изменили мировосприятие поколения шестидесятников. Ремарк привнес в жизнь тогдашнего советского общества человеческую ноту, которая, к счастью, уже не затихала, хотя Ремарка опять перестали печатать. С перестройкой Ремарк вновь вернулся в Россию. Это было его третье пришествие (первое состоялось в самом начале тридцатых). Но эпоха Ремарка не кончается, как не кончается никогда настоящая любовь, как не кончаются вера и надежда. Сегодня Ремарк приходит к нам своими стихами. Мы привыкли к словосочетанию «проза поэта», которое стало почти термином, в то время как такого понятия, как «поэзия прозаика», в литературоведении фактически не существует. И хотя мы знаем, что очень многие прозаики начинали со стихов, что немало прозаиков время от времени публиковали или публикуют и свои стихи, но в сознании читателя они существуют прежде всего как прозаики. Прозаиком, автором замечательных романов для всех читателей во всем мире был и уже навсегда останется и Э.М. Ремарк. Однако теперь, лишь после того как весь мир отметил столетие со дня его рождения, Ремарк предстает перед нами и как поэт. Благодаря усилиям современных исследователей и издателей Ремарка — Томаса Ф. Шнайдера и Тильмана Вестфалена с сотрудниками (университет г. Оснабрюка) и кельнского издательства «Кипенхойер унд Витч» — его почитателям открылись многие новые стороны творчества любимого писателя. Поэзия Ремарка — одна из таких граней его неповторимого таланта. Именно стихотворение («Я и ты», 1918 г.) стало первой литературно-художественной публикацией будущего прославленного писателя. За ним последовали другие стихи, которые печатались в основном в газете «Osnabrücker Tageblatt» и в дрезденском журнале «Schönheit». Этот первый стихотворный период заканчивается в 1923 году, когда Ремарк сосредоточивается на журналистике, пишет свой второй роман «Гам» (опубликован в 1998 г.). Новое обращение Ремарка к поэзии приходится на рубеж 40—50-х годов. В дневниковых записях этих лет неоднократно встречаются строчки о его желании наряду с прозой писать стихи. В этот период им было написано более ста стихотворений. Ранние стихи Ремарка можно оценивать по-разному — иронически, даже пренебрежительно (как это делает автор новейшей биографии писателя В. фон Штернбург), и объективно, с учетом возраста и личности их автора, его окружения, принимая во внимание всю пестроту направлений, течений, стилей, которая была характерна для литературы Германии после первой мировой войны, и ту разноголосицу, которая царила в те годы в немецкой поэзии. Не закрывая глаза на подражательный характер первых стихов Ремарка (среди кумиров его юности были литератор и художник Ф. Хёрстемайер, ставший главным героем первого романа Ремарка «Мансарда снов», поэт Г. Энгельке и др.), на их некоторую сентиментальность и экзальтированность, нужно подчеркнуть, что они продиктованы тем молодым буйством искренних чувств, ощущений, мыслей, которые переполняли начинающего поэта, требовали выхода и выливались в не очень складные порой строки. В оснабрюкский период творчества Ремарка поэзия виделась ему делом всей его жизни. Об этом красноречиво говорит его письмо к Стефану Цвейгу. Двадцатитрехлетний Ремарк пишет мэтру европейской литературы, тонкому психологу (обращает на себя внимание точность в выборе адресата) с просьбой ответить на извечный вопрос молодых людей, сочиняющих стихи: стоит ли ему писать? И если Ст. Цвейг увидел в присланных ему стихах что-то, что вселяло надежду, и счел необходимым поддержать не известного ему начинающего поэта, то вправе ли мы сегодня смотреть на них свысока? Мы не должны забывать, что это стихи Э.М. Ремарка, что он дорожил ими, берег их в своих долгих скитаниях по Европе и Америке. В этих стихотворных текстах — часть его сердца, его души. ...Один мой друг, авторитетный исследователь поэзии русского зарубежья А. Иванов, в недавнем письме ко мне выразился так: «Ремарк был нашим Евангелием». Как хорошо было бы, если бы книжечка стихов Ремарка стала маленьким молитвенником. Ибо такие его стихи, как «Он пал под Можайском», читаются именно как молитва — как молитва за рядового Иоганна Шмидта, павшего на Восточном фронте, как молитва за каждого солдата, за каждого человека, за все человечество... Роман Чайковский
|