Главная
Биография
Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография
Публицистика
Ремарк в кино
Ремарк в театре
Женщины Ремарка
Ремарк сегодня
| Главная / Публикации / Р. Чайковский. «Век Ремарка» (Сборник эссе)
Л.И. Чайковская. «Проза Э.М. Ремарка в студенческой аудитории (заметки преподавателя-практика)»Однажды наш сын сказал, что мы — его отец и мать — счастливое поколение, потому что наша жизнь прошла под знаком Булата Окуджавы. Думаю, что мы счастливы вдвойне, так как рядом с поэзией Окуджавы неразрывно шла проза Э.М. Ремарка. Мне часто вспоминается один эпизод у нас в доме... Возле стеллажа стоят двое еще молодых тогда мужчин, они беседуют о Ремарке, бережно поглаживая корешки его книг, и один из них говорит: «Каждый раз, когда я читаю эпизод в «Трех товарищах», в котором Ремарк описывает, как Кестер везет доктора к больной Пат, у меня на глаза наворачиваются слезы». Этот же человек в другой ситуации сказал: «Всегда, когда я читаю Ремарка, я печалюсь, что книга скоро закончится и закончится встреча с этим удивительным ремарковским миром». Эпизодов, связанных с творчеством Ремарка, в нашей жизни было много. Те, о которых я упомянула, и многие другие я рассказываю студентам задолго до того, как мы начинаем читать Ремарка. Так я подвожу их к знакомству с писателем, его миром, влиянием его творчества на людей. Каждый раз мне хочется пройти с моими студентами той дорогой, по которой когда-то прошли мы, и для этого надо вернуться назад. «Der Weg zurück» — так называется один из романов Ремарка. Русский перевод озаглавлен «Возвращение», но дословно заглавие Ремарка означает «Дорога назад». Какая это дорога, какое это возвращение, я попытаюсь рассказать. Обучение иностранному языку состоит из ряда аспектов. Одним из них является так называемое домашнее чтение. Правильный выбор литературы для домашнего чтения — это как выбор попутчика для дальней дороги: с ним должно быть и интересно, и надежно. Иногда целый семестр студенты читают, пересказывают, анализируют одно произведение, и очень важно, чтобы оно им нравилось. При помощи домашнего чтения обучают языку, значит, желательно, чтобы язык книги для домашнего чтения был хороший. Произведение должно воспитывать. Как сказал один мой бывший студент, а ныне коллега: «Обучение — это воспитание. Как воспитаешь, так и обучишь». Итак, мы читаем сначала «На Западном фронте без перемен», затем «Три товарища». Романы Ремарка нравятся студентам, более того, обычно в группе начинается настоящий ремарковский бум. Студенты стремятся прочитать и другие его романы, больше узнать о его жизни. Студентам, как правило, легко читать Ремарка, ибо его язык прост, но одновременно он очень богат и индивидуален, одним словом, это неповторимый ремарковский язык. Уже давно замечено, что настоящий мастер делает читателя соучастником описываемых событий, иногда возникает ощущение, что и ты мог бы так написать, ведь ты тоже так думаешь, хотя это только ощущение, вызываемое творчеством настоящих писателей. Еще один аспект обучения языку — анализ текста — также легче всего идет по текстам Ремарка. Ремарк — признанный мастер диалога, настроение его героев можно уловить и почувствовать через диалог, хотя они часто говорят при этом о банальных вещах. Когда книга для домашнего чтения прочитана и проанализирована, студенты обычно пишут сочинения. После «Трех товарищей» студенты последнего моего курса попросили разрешить им не писать его. Можно было заподозрить их в простом нежелании выполнить письменную работу, но мне кажется, и здесь я согласна с американским писателем Робертом Уоллером, что «есть некоторые вещи, таинственные вещи, которые должны оставаться нетронутыми. Если будешь рассматривать их по частям, они исчезнут» [1; 54]. И я разрешила студентам не писать сочинение по «Трем товарищам», чтобы они не расплескали своего впечатления от этого великого романа. Работа над прозой Ремарка позволяет студентам еще более сдружиться — может быть, под впечатлением образцов прекрасной дружбы, которые они находят в его книгах. Оказалось также, что существует много точек соприкосновения между той жизнью, что описывал Ремарк, и жизнью сегодняшней. Когда студенты прочитали абзац, где есть такие слова: «Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета» [2; 58], одна студентка воскликнула: «Так ведь это же о нашей жизни сегодня!» И стала развивать свою мысль, убедительно обрисовывая схожесть социальной ситуации в Германии 20—30-х годов и в России 90-х. Я вспомнила эти размышления моей бывшей студентки, когда читала статью В. фон Штернбурга — автора новейшей биографии Э.М. Ремарка. Он пишет: «Ökonomischer Verfall der Gesellschaft, Krieg und Exil: in den krisengeschüttelten Staaten des einstigen sowjetischen Imperiums erkennen die Leser in Remarques Themen die eigene Situation» [3; 5]. Две другие студентки признались, что чтение «Трех товарищей» вызвало у них размышления о собственной жизни. Выяснилось, например, что любимая фраза одной студентки — «Лучше умереть, когда еще хочешь жить, чем умереть, когда и впрямь хочешь смерти» [4; 400]. Странно, что спокойная, уравновешенная студентка выбрала именно эту фразу. Но, видимо, это свойство молодости — много и без повода грустить. Я попросила коротко высказаться о Ремарке и студентов четвертого курса. Их ответы показались мне неожиданными и глубокими. Думаю, что нет смысла их комментировать. Вопрос звучал так: «Ваше впечатление от знакомства с прозой Ремарка». Вот некоторые ответы. Студентка Ю.: «В его книгах — любовь к людям, одиночество, печаль. Ремарк пытается защитить нас, подготовить нас к тому, что эти чувства неизбежны, но они дают нам шанс переоценить ценности — измениться или погибнуть». Студентка О.: «Возникает чувство печали, грусти, но одновременно есть стремление жить дальше». К. ответил цитатой из Ремарка: «Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой» [5; 24]. Л. взяла для ответа слова из песни Б. Окуджавы: «Две странницы вечных — любовь и разлука — не ходят одна без другой». На третьем курсе один студент высказал мысль, которая идет вразрез с установившимся мнением о героях Ремарка как о потерянном поколении: «Я не понимаю, почему нормальных людей, умеющих так любить и так дружить и вообще просто жить, называют потерянным поколением. Я не согласен!» Работая над прозой Ремарка в студенческой аудитории, мы не только совершенствуем язык, мы, смею надеяться, совершенствуем души наших студентов. Ремарк начинал свой жизненный путь после окопов первой мировой в качестве сельского учителя. Учителем и врачевателем он остается и сегодня. Примечания1. Уоллер Р.Д. Мосты округа Мэдисон. — М.: РИПОЛ, 1994. — 192 с. 2. Ремарк Э.М. Три товарища. — М.: АО «ВИТА-ЦЕНТР», 1992. — 416 с. 3. Sternburg, Wilhelm von. Pazifist und Einzelgänger // Presse und Sprache. —Nr. 499. — August, 1998. 4. Цитирую по переводу И. Шрайбера. См.: Ремарк Э.М. Три товарища. — Пермь: Капик, 1993. — 414 с. 5. Ремарк Э.М. Возвращение. — М.: АО «ВИТА-ЦЕНТР», 1991. — 240 с.
|