Главная
Биография
Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография
Публицистика
Ремарк в кино
Ремарк в театре
Женщины Ремарка
Ремарк сегодня
| Млекопитающие теснят динозавров в гонке к ЛунеНовая высадка на Луну потребует от человечества создания новых образцов космической техники. Видимо, вспоминая гигантские расходы на лунную программу 1960-х, «официальная» Америка обращается за помощью к небольшим частным компаниям в поиске наилучшего решения столь амбициозной задачи. В январе 2004 года президент США Джордж Буш объявил новый великий поход на Луну. Важную роль в достижении этой цели должен сыграть новый американский «Пилотируемый исследовательский корабль» (Crew Exploration Vehicle — CEV), который со временем заменит нынешние шаттлы. О возможных вариантах будущего основного космического корабля США и о крупнейших аэрокосмических корпорациях, участвующих в конкурсе NASA мы уже рассказывали здесь и здесь. Нужно заметить, что хотя главное предназначение CEV — вывод людей на околоземную орбиту (доставка их на МКС, в частности) — в планах американского аэрокосмического агентства создание модификаций этого корабля, способного, так или иначе, поучаствовать в лунной и даже в марсианской пилотируемой программе. NASA возложило выполнение этой цели на комплекс гипотетических средств под общей рубрикой «Созвездие систем» или «Система систем» — она должна обеспечить пилотируемые и автоматизированные миссии к Луне, Марсу и дальше. «Система систем» будет исповедовать спиральное развитие. Это касается и CEV, который постепенно будет обрастать аппаратурой и блоками, эволюционируя по мере надобности. Первая спираль для него — это предварительные демонстрации и опытные образцы. Затем в 2008 году будет выбран один подрядчик, чтобы строить CEV. Потом — суборбитальные броски. 2011 год — беспилотные лётные испытания на орбите. Наконец, первый пилотируемый полёт CEV. Он намечен на 2014 год. Вторая спираль — доставка людей на Луну не позже, чем в 2020 году. Третья спираль — длительные посещения Луны с одновременной обкаткой технологий для марсианской миссии. Такое спиральное развитие одного, в общем-то, проекта (то есть — CEV) должно резко снизить технические риски, неизбежные при создании новой техники. Но и это не всё. Снижение риска будет обеспечено параллельным развитием — вовлечением массы участников с альтернативными идеями, иногда — участников, к которым NASA ранее не обращалось. Готовность «новичков» помочь нации в новой лунной программе продемонстрировала конференция по исследованию космоса, прошедшая в NASA в начале февраля. В рамках «Созвездия систем» агентство уже разместило более 100 контрактов в разных компаниях и научных организациях — только на технологические исследования. И, как выясняется, наравне с аэрокосмическими супергигантами в этой работе участвуют небольшие частные фирмы. Например, американская корпорация Transformational Space (t/Space). Она объединила усилия различных компаний и нескольких университетских подразделений, работающих в сфере аэронавтики и робототехники. Среди участников этого объединения, сотрудничающих с t/Space, — знаменитая компания Scaled Composites Бёрта Рутана (Burt Rutan), создателя SpaceShipOne — первого в истории частного космического корабля. Чиновники NASA отмечают, что такие небольшие структуры, являющиеся нетрадиционными производителями космической техники, зачастую имеют неординарные взгляды на решение тех или иных задач и уж, несомненно, «собаку съели» в деле оптимального использования средств. Маленькие юркие млекопитающие против гигантов-динозавров? Когда-то они путались у монстров под ногами. А теперь... Цель t/Space — показать, что CEV может быть развит частной промышленностью, экономя миллиарды долларов госбюджета по сравнению с традиционным подходом правительства к заключению «космических» контрактов. Более того, у t/Space есть своё оригинальное видение высадки людей на Луну. Так, при участии Эдварда Белбрано (Edward Belbruno), рассчитывавшего траектории полёта к Луне ещё для программы Apollo, t/Space показала, что всю экспедицию (от старта с околоземной орбиты до возвращения домой) может обеспечить флотилия из нескольких CEV, отличающихся размерами и оснащением. Один из них, компактный и лёгкий (он назван компанией S1 CXV, S1 — от «спираль первая»), поднимет экипаж лунной миссии на околоземную орбиту. Пара других (названных S2 CEV), базирующихся там CEV примет экипаж (разделённый пополам — для надёжности) и стартует к Луне. В каждом S2 CEV полетит два или три человека — всего за одну экспедицию на Луну попадёт сразу до шести астронавтов. По пути (на эллиптической орбите) S2 CEV дозаправятся от пары специальных CEV-танкеров, которые за счёт торможения в верхних слоях атмосферы вернутся на низкую околоземную орбиту. Так, парой, CEV будут садиться на поверхность Селены, вместе же и вернутся на околоземную орбиту, где экипаж пересядет на S1 CXV для возвращения. Самое главное — одного исправного S2 CEV будет достаточно для возвращения домой всех шестерых человек. Таким образом, не потребуется разработка и постройка специального посадочного модуля для высадки на поверхность Луны и взлёта с неё. Всё это выполнит тот же модифицированный CEV, который будет летать и на МКС. И это не всё — план компании предусматривает развёртывание сети танкеров, летающих на различных орбитах (вплоть до окололунной) — для поддержки будущих «серийных» экспедиций. И ещё любопытная деталь — запуск на орбиту всех этих машин будет предусмотрен как с поверхности (как нагрузка ракеты-носителя), так и в воздухе — с борта самолёта (конечно, с помощью мощнейшего ускорителя, по размеру превосходящего сам CEV). Космические специалисты полагают, что обращение к крошечным частным фирмам, борющимся за место под Солнцем и настроенным агрессивно — должно понравиться Конгрессу, который каждый лишний цент на космос выделяет, стиснув зубы. И хотя бюджет NASA растёт, выполнение поставленной перед нацией задачи потребует мобилизации всех ресурсов.
|