Главная
Биография
Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография
Публицистика
Ремарк в кино
Ремарк в театре
Женщины Ремарка
Ремарк сегодня
| Первое сентября в ЕвропеНачнем сразу с того, что понятие Первого Сентября почти во всех европейских странах не существует. Увы! Это не считается ни Днем Знаний, ни началом учебного года. Нет торжественных линеек, речей директора, цветов, бантиков и родителей с видеокамерами. Многие дети уже ходят в школу, с середины или конца августа. Да и сам учебный год заканчивается не в мае, а в лучшем случае в середине июня. С летними каникулами здесь — не очень! 2 месяца максимум, а то и всего 6 недель. Чтобы не расплываться мыслию по древу и не делать умозаключений на обобщенном понятии «Европа» и «европейская школа», ибо такой не существует, хочу остановиться на примере нескольких стран и системе среднего образования. А ты уже сама сравнивай со школой сына/дочери или своей, недавно оконченной! И думай через что пройдет твой ребенок, поменявший по воле родителей русскую школу на «другую»: голландскую, германскую или французскую... ГолландияВ 1848 году страной была принята Конституция, которая установила свободу преподавания. Это означает, что в Голландии не существует государственной монополии на образование, хоть государство и оплачивает расходы практически всех начальных школ. Школьное образование в Нидерландах обязательно для всех и по сути — бесплатно, существуют лишь дополнительные взносы родителями. Например, если твой ребенок остается обедать на территории школы, причем, заметь, со своими бутербродами из дома и соком в бутылочке, школа ежегодно будет взымать от ста до двухсот евро с родителей. За контроль, так сказать, над чадом во время еды и переменки — длиною в час, во время которой дети, как правило, играют во дворе. Школьный день начинается в 8.30 и заканчивается в 15.00, поэтому не удивительно, в принципе, что с 12 до 13 часов бедные детки отдыхают. А вот бедные ли они и насколько загружаются знаниями? Об этом чуть позже. Давай сначала посмотрим на типы средних школ и программы обучения. В настоящее время примерно три четверти всех школ в Нидерландах создано частными организациями и обществами, большей частью религиозной направленности (католические, протестантские и так далее), и культурно-экономической (международные частные школы, где обучение ведется на английском языке). В таких школах, по сравнению с обычной государственной, нагрузка несколько больше, да и требования к ученикам повыше. Главное же отличие средней голландской школы от русской состоит в том, что она строго делится на, собственно, начальную и саму среднюю. Детские сады в нашем понимании здесь отсутствуют, и ребенок отправляется в так называемую младшую среднюю школу уже с 3-4 лет, где и остается до 12. В дальнейшем у него появляется определенный выбор между обычной государственной школой, гимназией или атениумом, где ему предстоит учиться от 4 о 6 лет. То есть обычный, среднестатистический голландец оканчивает среднюю школу или в 16 или в 18 лет, но с учетом того, что он не просидел два года в одном классе, что здесь бывает очень часто. Таким образом, всеобщее школьное образование состоит из двух ступеней. Первая ступень — это начальное образование, которое растянуто аж на 8 лет. (Можешь себе представить?) Возникает естественный вопрос: что же делает ребенок столько лет? Хороший вопрос. Русские дети автоматически определяются в группы изучения голландского языка, в которой остаются минимум год. Обычно они носят название «призма» и состоят из детей эмигрантов со всего мира. В таком классе, куда ребенок ходит первую половину дня, до 12 часов, язык схватывается быстро и довольно хорошо, поскольку обучение ведется интенсивно и у детей нет возможности общаться на переменках на языке друг друга. Сама представь, в классе моего 10-летнего сына дети из Африки, Бразилии, Испании, Германии, Польши, Италии, Израиля. Далеко не все в этом возрасте владеют каким-либо иностранным языком, поэтому голландский становится тем самым объединяющим звеном и единственной возможностью общаться друг с другом. Да и метод полного погружения в иностранный язык — самый лучший! Во второй половине дня дети посещают «нормальную школу», где учатся только голландцы — ровесники, присутствуют на уроках и принимают активное участие в том, что могут и без знания языка: рисовании, физкультуре, математике. По мере освоения голландского они становятся обычными «голландскими школьниками», изучающими немножко истории, немножко природоведения, немножко того, немного другого... И вот здесь таится еще одно главное отличие от русских школ. Детей не загружают!. Не дают практически домашнего задания. Все необходимые учебники, тетради и пособия хранятся в классе. Учеников не напрягают во время уроков, и не вызывают родителей в школу, если ребенок получает низкие оценки. Здесь считается так: на что дитя способно — то и делает. И это хорошо. И правильно. Упор такая младшая средняя школа делает на развитие личности, а не на изучение конкретных дисциплин. На креативность, социальность и общительность, а не на прививание дисциплины, знаний и усидчивости. Вторая ступень средней школы. Когда ребенок достигает 12 лет, все школьники разделяются на потоки, каждый из которых ведет к определенному типу диплома, а, следовательно, к определенной образовательной карьере. Обычно их 2: предуниверситетская подготовка и общее среднее и профессиональное обучение. Как уже говорилось выше, не ранее 12-ти лет (позднее — возможно, ибо если годовые результаты тестов не перепрыгнули оценки 5 по десятибальной шкале — ребенок остается на второй год — неоспоримо и непререкаемо!) школьник встает перед выбором: школа или гимназия. В первом случае учиться ему четыре года, во втором — шесть. В гимназию обычно идут те, кто твердо (волею родителей) определен для поступления в Университет, а не в кулинарный техникум. И вот в таких гимназиях уже и домашнее задание — ежедневно и помногу, и тесты с экзаменами в течение всего года, и дисциплины — как во многих российских вузах: латынь, древнегреческий, не менее трех «живых» иностранных языков, социальные науки, и, естественно, физика, химия, биология, география и так далее, как у нас! Обычно существует от 2-х до 4-х направлений обучения, которое можно выбрать для детального изучения и дальнейшего поступления в Университет. Это: культура и общество, экономика и общество, природа и здоровье, природа и техника. Нагрузка в таких учебных заведениях, повторюсь, огромна. И в конечном итоге именно старшая средняя школа и дает ребенку то, что принято называть «качественным европейским образованием». А пока на вопрос десятилетнему сыну, пока еще только полгода посещающего государственную голландскую школу: «Ну как тут тебе?» — получила следующий ответ: «Детский сад какой-то! Но весело и домашки нет!» Возможно, когда он успешно перевалит за 12-летний порог, я услышу что-то посерьезней. А вообще, может оно и правильно: сначала дать ребенку Детство и возможность им насладиться. Учиться, играясь, развивать способности и формироваться. Ведь он потом еще успеет повзрослеть... И обучиться серьезным дисциплинам. Германия, ФранцияСреднее образование в Германии находится в ведении местных органов власти — администрации Земель. Оно обязательное. Дети здесь начинают учиться с 6 лет в начальной школе (grundschule) и учатся в ней 4 года. Затем оно продолжается в общеобразовательной школе (hauptschule), где дается общее среднее образование; или реальном училище (realschule), где обучение ведется на более высоком уровне; или гимназии (gymnasium), где школьников готовят к поступлению в вузы. Схема, в общем-то, вполне узнаваема и похожа на реформированную российскую с незначительной разницей в деталях. А вот наполнение учебных программ? Чтобы не быть голословной, ибо сама в Германских школах не училась, приведу из интернета и от детей подруг впечатления некоторых русский детей, учащихся несколько лет в немецких школах и гимназиях. «Что мне не дает покоя, так это сознание того, что в Москве я школу в этом году благополучно закончила бы, а тут лишние три года мучиться. И главное, не думаю, что я получу более полное образование. Разве что языки разные выучу...» «Главное, чтоб детки не перенапрягались. И чтоб не больше четырех книжек в год прочли во избежание переутомления... Вот в России в старших классах приходилось учиться чуть ли не круглые сутки!» «Показал российский учебник по математике учителю в гимназии — оказалось, немцы тоже начнут проходить только через два года...» «Литература как предмет отсутствует!» «А у нас появилась новая учительница, начавшая первый урок в старшем классе следующей речью: «У меня радостная новость — мы с вами полгода будем обсуждать тему «ток-шоу» — согласны?» Бурные аплодисменты. Интересы молодежи учтены. Вот такой гуманизм». «В России учили больше и задавали много. Тут тоже, только всё больше немецкий зубрить приходится. А дома еще и русским заниматься. Так что не знаю — уже где было лучше». Большей популярностью стали пользоваться последнее время частные школы, где упор делается на воспитание личности. Это такое модное течение, если можно так выразиться. В ходу даже специальный термин «Characterbuilding» — формирование характера. Русские дети могут учиться в частной школе любое количество лет, вплоть до получения аттестата зрелости (Abitur), но могут приезжать и на год-два. Получать в немецкой школе аттестат зрелости выгодно в том случае, если ребенок стремится поступить впоследствии в немецкий вуз. Частные школы отличаются неформальным подходом к занятиям, быстрым внедрением прогрессивных методик и лучшим, самым современным оборудованием и компьютерными классами. Однако, такие школы, безусловно, очень дорогие и многим родителям не по карману. Во Франции иностранные дети могут учиться не только в частных, но и в некоторых государственных школах. Только государственные лицеи принимаю детей из-за рубежа лишь в старшие классы, а частные школы — с любого уровня. Всего этих уровней три (не считая детского сада): начальная школа (1-5 класс), средняя школа, или колледж, где классы считаются в обратном порядке — с шестого по третий, и старшая школа, она же лицей — второй, первый и выпускной классы. Лицеи бываю разных профилей: профессиональные (для тех, кто не собирается дальше учиться), а также общеобразовательные и технологические, готовящие к поступлению в вуз соответствующего профиля. Главный плюс государственных школ — бесплатное образование, а частных — качественное и разностороннее образование. Но все школы, принимающие детей из-за рубежа, разрабатывают для них специальные программы на индивидуальной основе. С помощью тестирования выявляется уровень знания ученика по каждому предмету, и в соответствии с этими знаниями ребенка определяют в класс. И вот это очень здорово и отлично от голландских и немецких систем. Знаешь математику на несколько лет вперед своего возраста — посещай занятия старшеклассников, а не сиди сиднем в группе «отсталых»! Так же гибка система промежуточных экзаменов и лишь на выпускных — никаких отсрочек и поблажек! Впрочем, как и везде в Европе... Что очевидно, так это то, что глобализация и расширение Евросоюза дают неограниченные возможности для твоего ребенка в вопросах образования. Нужно просто правильно выбрать направление и... страну. Поскольку на примере всего трех всю картину не обрисовать. Скажу одно: если семья уже живет в Европе или собирается, при наличии пусть и временного вида на жительство, ребенка обязательно возьмут в школу и образование он получит. Приехав на место, не торопись с выбором ближайшей школы по соседству с домом, сходи в администрацию города, и там тебе дадут подробный отчет с кучей буклетов о всех государственных и частных школах региона. Если ты собираешься отправить ребенка просто на год-два поучиться, имей в виду: хорошая частная школа в Англии или Германии обойдется тебе в кругленькую сумму: от 5 до 20 тысяч евро в год. Послать его по программе обмена между школами? Вот это хорошая идея и очень похвальная. Подобная практика, увы, существующая далеко не во многих школах страны, предоставит твоему ребенку самому решить: «где учиться и жить» в будущем: старушке Европе или матушке России...
|