Главная Биография Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография Публицистика Ремарк в кино
Ремарк в театре
Издания на русском
Женщины Ремарка
Фотографии Цитаты Галерея Интересные факты Публикации
Ремарк сегодня
Группа ВКонтакте Статьи
Главная / Статьи / Влияние многопрофильных олимпиад на развитие интеллектуальной личности

Влияние многопрофильных олимпиад на развитие интеллектуальной личности

В последнее время всё чаще и больше проводятся многопрофильные олимпиады в крупных городах России и за рубежом. Что это? Временная мода или диалектическая стадия в развитии современного образовательного процесса?

К концу XX века становиться все более очевидным, что дальнейший прогресс человечества невозможен без создания программы сохранения и развития интеллектуального генофонда наций и народов. Однако, сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России, привела к разрушению тех немногих государственных организаций и служб, осуществляющих программы по поддержке и развитию детей интеллектуальной и творческой одаренности. Даже для простого сохранения и воспроизводства интеллектуального генофонда наций требуется постоянный отбор и поддержка одарённых детей. Причём, это не только Российская проблема, но и международная, отражённая в Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН, где в частности подчёркивается (статья 28), что государства участники признают права ребенка на образование, поощряется развитие различных форм образования, направленных на развитие личности, талантов (одаренности) умственных и физических способностей в их самом полном объеме.

Что такое одаренные дети? Мы говорим одаренные дети, и говорим гениальные о взрослых. Никто и никогда не говорит об одаренности сорокалетнего человека. То есть под одаренностью мы понимаем преддверие большого таланта, возможной гениальности сегодняшнего ребенка. Одаренность, как правило ограничена сравнительно небольшим набором направлений в близких областях знаний, и лишь немногие из «великих» людей могли считаться гениальными в очень различных областях. например, Леонардо да Винчи — великий художник, физик, инженер. Г. Лейбниц — создатель интегрального и дифференцирования, крупнейший немецкий философ своего времени и прекрасный историк. Э. Шреденгер — создатель современной квантовой механики и известнейший в Европе музыковед. Для большинства гениальных людей была необходимость в приложении своих способностей в других областях, например, композитор| А. Бородин был неплохим химиком. Великий математик П. Ферма по основной профессии был юристом, Ф. Тютчев нам известен как поэт, а не как российский дипломат. Итак, детская одаренность или просто одаренность — это раннее проявление возможной гениальности, что проявляется в способности решать неординарные творческие проблемы.

Как формируется у ребенка одаренность ? Это заложено генетически (генетический максимум, например, М.Ломоносов), или же это видовой онтогенез, например, семья Бернулли, или же онтогинез индивидуальный, например, Л Ландау, П. Капица, А. Пушкин. Очевидно, элементы, определяющие одаренность могут быть различны, но для ее проявления необходима соответствующая окружающая среда. Изобразим условную схему развития ребенка в окружающей среде и их взаимодействия. Р — ребенок, С — семья, У — учитель, И — идея, В. О — все остальное: друзья, «улица», и т.д. и т.п.

Эти взаимодействия и определяют процесс обучения ребенка, приводящий к развитию ребенка, как личности. Задача Учителя помочь ребенку найти себя и как можно полнее проявить себя и помочь выбрать свой творческий жизненный путь. В этом случае жизненная задача, если этот Учитель не мама, папа, дедушка или бабушка, состоит в том, чтобы учитель и ученик смогли найти друг друга. Хорошо, что есть такие школьные учебные заведения, которые стараются найти таких детей, помочь им в развитии благодаря своему высокопрофессиональному потенциалу учителей. Этого нельзя сделать в любой школе. Так как известно изречение «если видишь «одаренного ребенка», то ищи рядом талантливого взрослого». Создание питающей среды, соответствующего климата, сейчас (во времена развиваемого в обществе чистейшего потребительского интереса: вещи для себя и деньги для развлечений), проблема очень сложная. Выявление одаренных детей, их психологическая поддержка, создание учебной среды, ориентированной на высокую потребность к знаниям является основой современной школы.

Но, очевидно, что при любых схемах отбора одаренных детей собирать только одаренных в одном месте (к примеру, в лицее) практически невозможно. Следовательно, всякая школа (лицей) отбирает себе учащихся в основном не столько (не только) одаренных, а прежде всего способных к обучению детей, которые ориентированы на получение высокого интеллектуального образования. Однако, лицей, собрав в своих стенах таких детей сталкивается с проблемой, как помочь способному ученику найти себя, поддерживать высокий интеллектуальный уровень по многим предметам. Одним из наиболее ярких внешкольных мероприятий, стимулирующих саморазвитие знаний учащихся являются олимпиады.

Однопрофильные олимпиады требуют от учащихся глубокой, выходящей за рамки школьной программы, подготовки, и тем самым отодвигают достаточно одаренных детей, которые еще не выбрали себе узкой специализации.

Окружающий школьника современный мир, его (мира) насыщенность информацией приводят к тому, что даже одаренные школьники обладают большим разбросом в знаниевых уровнях и неумением сосредоточиться на небольшом числе предметов.

Задача образовательного учреждения для развития и поддержки индивида и его широкого интеллектуального развития, необходимо приводит к поиску новых путей и условий развития интеллекта. Одним из таких путей является проведение многопрофильных олимпиад. Отличие их от однопрофильных состоит в том, что задания по каждому из профилей, как правило несколько слабее, чем в узкопрофильных, но участие всех учеников во всех турах многопрофильной олимпиады, создает в целом интеллектуальное напряжение не меньше, а может быть и больше чем в однопрофильных олимпиадах.

Такие олимпиады способствуют не только развитию интеллектуальных способностей школьников, но и поддерживают уверенность их в своих способностях, и порождают стремление к развитию этих способностей.

Следовательно многопрофильные олимпиады заполняют собою огромную нишу в образовательном процессе развития и отслеживания интеллектуально одаренных детей. Многопрофильные олимпиады являются органической частью современного образования высокого уровня. К таким многопрофильным олимпиадам относится международная олимпиада «Интеллектуальный марафон» проводимая Международным Клубом «Глюон» уже в течение семи лет, это «Олимпийский марафон», проводимая Международной Ассоциацией Лицей. Это «Московский Интеллектуальный марафон». В Ростове проводится многопрофильная олимпиада «Эрудит». Многие крупные города России, Украины и других республик сейчас проводят свои многопрофильные олимпиады.

Для успешного участия в таких олимпиадах уже невозможно набрать команду эрудитов случайно оказавшихся в одной школе. Это уже удел таких учебных заведений, которые собирают в своих стенах увлеченных парадигмой знаний учеников, где с одаренными детьми целенаправленно работают не только лучшие учителя средней школы, но и преподаватели Высшей школы, способные творчески работать со школьниками. Например, большой опыт наработанный в классическом лицее дал хорошие результаты. Последние пять лет учащиеся лицея регулярно становятся призерами и дипломантами не только городских, но и областных, зональных и международных олимпиад и конференций школьников. Так, в этом 1996/97 учебном году 112 школьников стали победителями и призерами олимпиад различного уровня. Такой результат доказывает необходимость в разработке и проведении многопрофильных олимпиад, которые являются частью цели создания и развития необходимых и достаточных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся.

 
Яндекс.Метрика Главная Ссылки Контакты Карта сайта

© 2012—2024 «Ремарк Эрих Мария»