Главная Биография Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография Публицистика Ремарк в кино
Ремарк в театре
Издания на русском
Женщины Ремарка
Фотографии Цитаты Галерея Интересные факты Публикации
Ремарк сегодня
Группа ВКонтакте Статьи
Главная / Публикации / С.В. Маслечкина. «Передача экспрессивности в произведениях М.А. Булгакова и Э.М. Ремарка»

1.1. Эмоции как предмет изучения в психологии

«Эмоция» происходит от латинского слова emoveo, которое переводится «потрясаю», «волную». В энциклопедическом словаре мы читаем «...эмоция — реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживания» [Большой энциклопедический словарь 1991: 696].

Да, несомненно, человек переживает то, что с ним происходит и то, что он сам совершает. Эмоции есть душевное переживание, реакция нервной системы человека на различные воздействия. Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека переживание, которое приобретают различные формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний и собственно чувств (в узком значении слова). По мнению психологов эмоции — это «...одна из форм переживания чувств...» [Общая психология, 1986: 366—376].

Нередко слова «эмоция» и «чувства», по мнению психологов, употребляются как синонимы.

В более узком значении эмоции — непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» — это душевное волнение, душевное движение. Например, эмоцией называется не само чувство любви к музыке, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает человек, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении. То же чувство человек может переживать в форме отрицательной эмоции, например, возмущение при слушании музыкального произведения в плохом исполнении, конечно, можно привести и другие примеры, но суть останется прежней.

В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Они становятся побуждением к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил, и такие эмоции психологи называют стеническими. От радости человек готов «горы перевернуть». При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно.

В других случаях эмоции, которые психологи называют астеническими, характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у человека могут «ноги подкоситься».

Без сомнения эмоции — производное многих обстоятельств, таких как: особенность характера и темперамента человека, его физическое состояние и его здоровье, внешние воздействия и оценки этого воздействия (как личное, так и социальное). Проблема эмоций велика и многогранна. Многие философы и психологи, физиологи и врачи достигли значительных результатов в исследовании эмоций. Проблемой изучения эмоций занимались многие отечественные и зарубежные ученые: П.К. Анохин, Р.А. Вилюнас, В. Вундт, У. Джеймс, К. Изард, А. Лазарус, А.Н. Леонтьев и другие.

По мнению исследователей, деятельность человека и его эмоций находится в тесной взаимосвязи. Ход или исход человеческой деятельности вызывает у человека те или иные чувства, а также его эмоциональное состояние влияет на деятельность человека. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. При деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование сложных чувств человека, таких как моральные, интеллектуальные, эстетические чувства. Ведущую роль в эмоциях выполняет кора больших полушарий головного мозга. Эмоции усложняют и разнообразят поведение человека.

Как мы уже отмечали, эмоции (эмоциональные процессы) могут носить положительный и отрицательный характер. Положительность и отрицательность действий зависит от того, находится ли действие в положительном или отрицательном отношении к потребностям и интересам человека [Общая психология, 1986: 370—376].

Психологическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Эмоции оказывают влияние на интеллектуальные процессы, любая эмоция представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной, экспрессивной. Это означает, что человек, во-первых, претерпевает эмоции как физиологическое состояние, во-вторых, человек переживает эту эмоцию, а, в-третьих, человек выражает ее. Эмоции человек сопровождает мимикой и пантомимикой, но к этим выразительным средствам психологи добавляют еще интонационные характеристики голоса (печальный голос, гневный голос). Эмоциональное состояние имеет большое значение в жизни человека. В психологии к эмотивной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но чувства, страсть, эмоциональное состояние (настроение, аффект, стресс).

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что эмоции с точки зрения психологии — это душевное переживание и внешнее проявление человека, которые приобретают различные формы. Эмоции разнообразят человеческое поведение и оказывают влияние на интеллектуальные процессы.

 
Яндекс.Метрика Главная Ссылки Контакты Карта сайта

© 2012—2024 «Ремарк Эрих Мария»