Главная Биография Творчество Ремарка
Темы произведений
Библиография Публицистика Ремарк в кино
Ремарк в театре
Издания на русском
Женщины Ремарка
Фотографии Цитаты Галерея Интересные факты Публикации
Ремарк сегодня
Группа ВКонтакте Статьи

на правах рекламы

узнай о Приднестровье больше

Главная / Публикации / С.В. Маслечкина. «Передача экспрессивности в произведениях М.А. Булгакова и Э.М. Ремарка»

2.3. Функции метафор

Метафора как любое языковое явление имеет определенные функции. В данном параграфе мы рассмотрим этот вопрос и поговорим о пятнадцати функциях метафор. Необходимо отметить, что каждая функция метафоры находится в тесной взаимосвязи с другими функциями. Свойства метафоры находятся в отношении взаимоусиления, взаимоиндукции.

Метафоры обогащают нашу повседневную жизнь. Метафоры создают своеобразную эстетику быта. Ими насыщена производная и прозаическая сфера деятельности. Предложенные нами функции метафор во многом условны, потому что большинство из них можно было бы не выделять как самостоятельные функции. В живой жизни языка все эти функции перекрещиваются друг с другом. В работе «Функции метафоры» В.К. Харченко рассматривает функции метафор, выделяя в каждом классе лидирующую функцию. Данную классификацию можно представить следующим образом:

Схема № 1

Каждая из данных функций метафоры тесно связана с рядом других функций. Рассмотрим функции метафоры более подробно.

Номинативная функция метафоры. Данная функция столь естественна для самой метафоры, что в условиях метафорической номинации образность сохраняется трудней всего. «Метафорическая номинация приводит к быстрому угасанию образа» [Арутюнова 1979: 20]. «Веками сохраняющаяся в глубинах слова образность дарует слову вторую жизнь, когда это слово становится метафорой. Номинативная функция метафоры — это презумпция образности любого ...слова» [Харченко 1992: 14]. В процессах метафорической номинации многое зависит от национальных традиций.

Информационная функция метафоры. Для того чтобы метафора состоялась, у человека должен быть щедрый запас слов, так как без конкретных слов, без разветвленной лексической сети, вошедшей в создание человека, они не возникают. Суть данной функции заключается в том, что метафора несет в себе определенную информацию.

Мнемоническая функция метафоры. Метафора способствует лучшему запоминанию информации. Повышенная запоминаемость обусловлена его эмоционально-оценочной природой. Исходя из этого, можно сказать, что эмоциональная насыщенность метафорических средств языка способствует лучшему запоминанию. В чистом виде мнемоническая функция метафоры встречается очень редко. Она сочетается с объяснительной функцией в научно-популярной литературе, с жанрообразующей функцией в народных загадках, пословицах.

Стилеобразующая функция метафоры (метафора в художественном тексте). Под стилеобразующей функцией метафоры обычно понимают участие метафор в создании стиля, и, прежде всего стиля художественной литературы. Степень метафоричности языка художественного текста зависит от индивидуальных установок автора. Хотя тяга к метафоре глубоко индивидуальна, тем не менее, метафора остается одной из ярких примет стиля художественной литературы. Данная функция метафоры исследована значительно глубже и полнее других функций.

Текстообразующая функция метафоры (метафора текста). Текстообразующими свойствами метафоры называется ее способность быть мотивированной, развернутой, т. е. объясненной и продолжительной. «Эффект текстообразования — это следствие таких особенностей метафорической информации, как панорамность образа, большая доля бессознательного в его структуре, плюрализм образных отражений» [Харченко 1992: 23]. Метафора порождает текст. Данную функцию метафоры можно понимать и буквально, как порождение текста, и иносказательно, как порождение подтекста.

Жанрообразующая функция метафоры. Жанрообразующими можно называть такие свойства метафоры, которые участвуют в создании определенного жанра. Жанрообразующую функцию метафоры многие лингвисты отрицают, потому что в филологии сложилась традиция безъязыкового исследования жанра. Лингвист, изучающий жанр художественного произведения, оказывается в положении человека, посягнувшего на чужой объект.

Эвристическая функция метафоры (метафора в научных открытиях). Научный стиль речи не только не чужд «образным вкраплениям» [Харченко 1992: 24], но и сам поиск гипотезы начинается с художественного сравнения. Метафоры могут служить прекрасными методологическими опорами, которые позволяют ориентироваться в диалекте известного — неизвестного. Например, раньше метафорической опорой была книга, которую мы еще только начинаем читать, то теперь чаще прибегают к такой метафоре айсберг, семь восьмых которого или черный ящик. Эвристичность нужна не только научному, но и деловому миру, потому что «важнейшее свойства метафоры, как средство речевого воздействия — ее способность влиять на процесс принятия решений» [Баранов, Караулов 1991: 61].

Объяснительная функция метафоры. В учебной и научно-популярной литературе метафоры играют совершенно особую роль. Они усиливают сложную научную информацию, терминологию. В настоящее время объяснительная функция метафоры добротно представлена в научно-популярной литературе. Объяснительную функцию метафоры нельзя трактовать упрощенно. Например, мы прибегли к метафоре, и все стало понятным. Область применения объяснительной функции метафоры — музыка и архитектура.

Эмоционально-оценочная функция метафоры (метафора и оценка). Метафора является великолепным средством воздействия на адресата. Это ее свойство отметил еще Аристотель. «Метафора дарована нам самой природой, так что ею нередко пользуются, сами того не замечая, и неученые люди. С другой стороны, она так приятна и красива, что в самой блестящей речи светит собственным светом» [Аристотель 1936: 218]. Новая метафора в тексте сама по себе вызывает эмоционально-оценочную реакцию адресата речи. При анализе эмоционально-оценочной функции метафор главное внимание уделяется не речевым метафорам, а типовым, языковым метафорам, потому что языковые метафоры могут менять эмоциональную оценку.

Этическая функция метафоры (метафора и воспитание). Этическая функция метафоры почти не изучена, как не изучена проблема «язык и этика». Можно лишь утверждать то, что «усвоением языка человек усваивает этические оценки, а, следовательно, и нормы» [Харченко 1992: 45]. Можно сказать, что этическая функция метафоры вытекает из ее эмоционально-оценочной функции, эмоционально-оценочной природы. Образная речь оказывает огромное воздействие на адресата, на его поведение, его систему оценок. «Метафора, подключая эмоциональные каналы воздействия, делает такое воздействие более тонким и более глубоким» [Харченко 1992: 46].

Сущность этической функции метафоры заключается в «опосредованном характере отражения, что дает больший воспитывающий эффект» [см. там же]. Этическую функцию образных средств постигали в глубокой древности, поэтому неслучайно обилие позитивных метафор в поучениях житийной литературы. Метафора в составе пословиц всегда наставляла, оберегала, вдохновляла, утешала и тем самым воспитывала человека. Данная функция метафоры реализуется не только в фольклорных формах, но и в обыденной речи.

Аутосуггестивная функция метафоры (метафора и самовнушение). Истоки аутосуггестативной функции метафоры мы находим еще в древности. Высокая и во многом уникальная информативность метафоры делает ее превосходным средством самовнушения, самовоздействия. Данной функцией обладают метафоры во внутренней речи человека, в дневниках, письмах, в молитвах.

Кодирующая функция метафоры (метафора и код). Обладая высокой компрессией смысла, метафора может играть роль кода при обозначении военных операций. Кодирование информации в заголовке нередко строится по формуле «метафора + метонимия». В названиях военных операций, в заглавиях произведений вместо метафоры мы часто сталкиваемся с метонимией.

Конспирирующая функция метафоры (метафора и тайна). Конспирирующей функцией метафоры называется такая функция, которая используется для засекречивания смысла. Но в литературе уместнее говорить о метафорической кодировке, а не о конспирации смысла.

Игровая функция метафоры (метафора и юмор). Метафора иногда используется как средство комического, как одна из форм языковой игры. Как форма языковой игры метафора широко используется в художественных произведениях. Зарождение игровой функции метафоры начинается еще в детской речи. В своем истинном виде игровая функция метафоры формируется постепенно.

Ритуальная функция метафоры (метафора и образ). Метафора традиционно используется в поздравлениях, приветствиях, праздничных тостах. Такую функцию метафоры называют ритуальной функцией. Не одно столетие метафорические высказывания данного типа помогают людям выразить сочувствие, радость, сострадание. Развитие ритуальной функции метафоры зависит от национальных традиций. Из литературных жанров ритуальная функция метафоры лучше всего просматривается в одах и мадригалах.

Несомненно, исходя из перечисленных функций, можно сделать вывод, что метафора является средством запоминания, шифрования, кодирования, разъяснения, а также способом открытия нового и способом сбережения речевых традиций. Каждая из функций метафор существует в тесной взаимосвязи друг с другом. В чистом виде каждая функция в отдельности редко встречается. Необходимо отметить, что нас интересует эмоционально-оценочной функция метафоры, потому что в нашей работе мы рассматриваем выражение экспрессивности высказываний в художественном тексте. Но и опираться только на эту функцию мы не будем, потому что, как было уже сказано выше, все функции метафоры существуют в тесной взаимосвязи друг с другом.

 
Яндекс.Метрика Главная Ссылки Контакты Карта сайта

© 2012—2024 «Ремарк Эрих Мария»